Выбрать траекторию поворота в горнолыжном слаломе. Оптимальная траектория поворотов. Психологический аспект постановки трасс

Жюри должно проверить готовность трассы слалома для соревнований сразу же после ее постановки постановщиком трассы. При проверке особое внимание должно быть обращено на то, чтобы:

слаломные древки были прочно закреплены;

правильно чередовались цвета ворот;

при необходимости положение древков на снегу было промаркировано;

бирки с номерами ворот в правильной последовательности были закреплены на внешних древках;

древки, обозначающие ворота, соответствующим образом возвышались над склоном;

две трассы слалома находились на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы не вводить в заблуждение участников;

запасные древки были правильно размещены, чтобы не вводить участников в заблуждение;

старт и финиш соответствовали требованиям статей 27. и 31. (соответственно ст. 613, 615 правил ФИС).

78. (804.) Слалом с одними поворотными древками

Действительны все положения настоящих правил, за исключением следующего:

78.1. Слалом с одним поворотным древком разрешается на всех соревнованиях, за исключением Чемпионата России.

78.2. Слалом с одним древком ставится без внешних древков, за исключением первых и последних ворот и задерживающих ворот и комбинаций (шпильки и змейки).

78.3. Там, где нет внешних древок, обе ступни и концы лыж должны пройти поворотное древко с одной стороны, следуя естественной линии курса слалома, пересекая воображаемую линию от одного до другого поворотного древка. Если участник теряет лыжу без совершения ошибки , например, не при прохождении ворот верхом, тогда для конца оставшейся лыжи и обеих ног должны быть выполнены эти требования.

Если участник неправильно пересечёт воображаемую линию от поворотного флага до поворотного флага, и не следует естественной траектории, он должен вернуться обратно и обогнуть пропущенное поворотное древко. Там, где есть внешние древки (первые и последние ворота, задерживающие ворота и комбинации (шпильки и змейки)) действует статья 53.5.1. (661.4.1)

Слалом с одним поворотным древком (статья 78. (804))

первые ворота

естественная траектория

задерживающие ворота

вертикальная комбинация

заключительные ворота

воображаемая линия

линия ворот

78.4. Инспекция и просмотр трасс

см. статью 30. настоящих правил (ст. 614.3. правил ФИС).

79. (805.) Старт

79.1. (805.1.) Интервалы между стартами

В соревнованиях по слалому участники стартуют через неодинаковые промежутки времени. Руководитель бригады по хронометрированию и подсчету результатов или его специальный помощник сообщает стартеру по соглашению с жюри, когда стартует следующий участник. Разрешается давать старт очередному участнику, если стартовавший перед ним участник еще находится на трассе, и не финишировал к моменту старта.

79.2. (805.2.) Порядок старта

79.2.1. На первой трассе участники стартуют в порядке стартовых номеров.

79.2.2. Порядок старта на второй трассе (см. статью 36.11. (621.11. Правил ФИС)).

79.3. (805.3.) Стартовые команды

После того, как стартер получает разрешение на старт следующего участника, он предупреждает участника словами: «Внимание!, Ready!, Attention!, Achtung!» и через несколько секунд после этого произносит стартовую команду: «Марш! Go! Partez! Los!». Участник должен стартовать в течение 10 секунд после стартовой команды.

79.3.1. Участник обязан явиться на старт не позднее 1 минуты после официального вызова. При вызове на старт других участников может приниматься во внимание неявка на старт предыдущих участников. Судья на старте, тем не менее, может извинить опоздание , если оно, по его мнению, было вызвано непредвиденными обстоятельствами. В сомнительных случаях судья на старте может разрешить участнику стартовать условно. В этом случае опоздавшему участнику дается старт в соответствии с обычным порядком старта. Судья на старте принимает связанные с этим решения.

79.4. (805.4.) Правильный старт и фальстарт

Каждый участник должен стартовать в соответствии со статьёй 79.3. настоящих Правил (805.3 Правил ФИС), в противном случае он подвергается санкциям.

80. (806.) Проведение слалома

80.1. Две трассы

В соревнованиях по слалому всегда должны проводиться два заезда на двух различных трассах.

Обе трассы должны быть пройдены участниками одна за другой в установленном жюри порядке. Распределение участников по двум трассам с одновременным началом соревнований на обеих трассах запрещается. По возможности оба заезда должны проводиться в один и тот же день.

80.2. Ограничение числа участников на второй трассе

Жюри имеет право сократить число участников на второй трассе до половины количества участников в стартовом протоколе первого заезда. Такое решение должно быть принято не позднее, чем за один час до начала первого заезда.

81. (807.) Защитная каска

Все участники и открывающие в соревнованиях ОСФ обязаны носить защитную каску, соответствующую спецификациям снаряжения для соревнований ФИС.

82. (900.) Слалом-гигант

83. (901.1.) Технические параметры

83.1. Перепад высот

83.1.1. Трассы для мужчин

от 250 до 450м.

83.1.2. Трассы для женщин:

от 250 до 400м.

83.1.3. Трассы для спортсменов U14 и U16:

от 200 до 350м.

Слалом-гигант для U16 должен проводиться в два заезда, и для U14 такая возможность должна быть предоставлена.

83.1.4. При отсутствии трасс, с необходимым для проведения соревнований перепадом высот, организаторы могут его уменьшить, но не более чем на 35% от приведенных в п.п. 83.1.1.-83.1.3.

83.2. (901.2.) Ворота

83.2.1. Ворота слалома-гиганта состоят из 4 слаломных древков, (ст. 63.2.1.2. (680.2.1.2 Правил ФИС)) и 2 флагов.

83.2.2. Ворота должны быть попеременно красного и синего цвета. Полотнища флагов должны быть не менее 75 см шириной и 50 см высотой. Они закрепляются между древками так , чтобы нижний край полотнища флага находился на расстоянии, по меньшей мере, 1 м от поверхности снега, а также, чтобы их можно было оторвать или открепить от древка.

83.2.3. Ширина ворот должна находиться в пределах от 4 до 8 м расстояние между двумя ближайшими древками двух последовательных ворот должно быть не менее 10 м. В соревнованиях U14 и U16 расстояние между поворотными древками не более 27 м.

83.2.4 . Трасса слалома-гиганта должна быть поставлена следующим образом:

Число поворотов должно быть равно 11-15% от перепада высот в метрах с округлением до целых.

Для спортсменов возраста U14 - U16 - 13-18% от перепада высот.

Для межрегиональных соревнований 11% - 15% от перепада высот.

84. (902.) Трассы

84.1. Общая характеристика трассы

Местность, на которой проводятся соревнования, должна быть по возможности волнообразной и холмистой. Ширина полотна трассы должна быть около 40м.

Инспектор, проводящий проверку трассы с целью ее утверждения, решает, достаточна ли ширина трассы, и в случае необходимости, может дать указание о проведении работ по ее расширению. Он может одобрить трассу шириной менее 40м, в зависимости от контура и требований местности, в случае если участки трассы до и после узкой части позволяют это.

84.2. Подготовка трассы

Трасса слалома-гиганта готовится так же, как трасса скоростного спуска. Участки трассы, на которых устанавливаются ворота и участники меняют направление движения, должны быть подготовлены так же, как трасса слалома.

85. (903.) Постановка трассы

85.1. Формирование трассы

При формировании трассы должны учитываться следующие основные принципы:

85.1.1. Первая трасса ставится накануне дня соревнований. Обе трассы могут ставиться на одном полотне. Вторая трасса должна быть поставлена заново.

85.1.2. Принцип целесообразного использования местности при постановке трассы слалома-гиганта еще более важен, чем при постановке трассы слалома, поскольку использование комбинаций ворот менее эффективно ввиду как предписанного расстояния между воротами , так и их ширины. Поэтому рекомендуется как можно лучше использовать особенности рельефа, устанавливая главным образом одиночные ворота. Фигуры можно устанавливать в ограниченном количестве и главным образом на неинтересных участках трассы.

85.1.3. Трасса слалома-гиганта должна содержать повороты большого, среднего и малого радиуса. Участник должен иметь возможность прокладывать свой путь между воротами. По возможности должна использоваться вся ширина склона.

85.1.4. Постановщик трассы для детей обязан особенно тщательно учитывать физические особенности детского организма участников.

86. (904.) Слалом-гигант с одним флагом

Все положения настоящих правил действительны, за исключением следующих:

86.1. Слалом-гигант с одним флагом разрешён на всех соревнованиях, кроме Чемпионата России.

86.2. Слалом-гигант с одним флагом ставится без внешних флагов, кроме первых, последних и задерживающих ворот.

86.3. Там, где нет внешнего флага, поворотный флаг должен быть пройден обеими ступнями ног и обеими носками лыж с одной стороны, следуя естественной линии трассы гигантского слалома, пересекая воображаемую линию от одного до другого поворотного древка. Если спортсмен теряет лыжу без совершения ошибки, например, без прохождения флага верхом, это правило действует для носка оставшейся лыжи и ступней. Если речь идёт о воротах с двумя флагами (первые, последние и задерживающие), действует правило статьи 53.5.1. (661.4.1.)

86.4. Действительны все правила и указания относительно ширины трассы, так, как было бы при воображаемом внешнем флаге.

86.5. Инспекция и просмотр трасс см. статью 30. настоящих правил (ст. 614.3. правил ФИС).

87. (905) Старт

87.1. На первой трассе участники стартуют в порядке своих стартовых номеров (см. статьи 36.3. и 37. (621.3 и 622 правил ФИС)).

87.2. Порядок старта на второй трассе (см. статью 36.11. (621.11. Правил ФИС)).

88. Проведение соревнований по слалому-гиганту

88.1. Соревнования по слалому-гиганту всегда должны проводиться на двух трассах (для мужчин и женщин). Вторая трасса может находиться на том же склоне, но ворота должны быть переставлены. По возможности оба заезда должны быть проведены в один и тот же день.

88.2. Жюри имеет право сократить число участников на второй трассе до половины количества участников в стартовом протоколе первого заезда. Такое решение должно быть принято не позднее, чем за один час до начала первого заезда.

Дети обязаны иметь защитные каски, соответствующие требованиям к экипировке для соревнований.

88.3. Соревнования по слалому-гиганту для возраста U16 должны состоять из двух заездов , для U14 такая возможность должна быть предоставлена.

89. (907) Защитная каска

Все участники и открывающие в официальных спортивных соревнованиях обязаны носить защитную каску, соответствующую спецификациям снаряжения для соревнований ФИС.


90. (1000) Супер-гигант

91. (1001) Технические параметры

91.1. Перепад высот

91.1.1. Трассы для мужчин

от 350 до 650 м.

91.1.2. Трассы для женщин

от 350 до 600 м.

91.1.3. Трассы для спортсменов U14 и U16:

от 250 до 450м.

91.1.4. При отсутствии трасс, с необходимым для проведения соревнований перепадом высот, организаторы могут его уменьшить, но не более чем на 35% от приведённых в п.п. 91.1.1.-91.1.3.

91.2. Длина трассы

Длина трасы измеряется мерной лентой, колесом или GPS и печатается в стартовом протоколе и в протоколе результатов.

91.3. Ворота

91.3.1. Ворота для супер-гиганта состоят из 4 слаломных древков (статья 63.2.1.2. (680.2.1.2 правил ФИС)) и 2 флагов.

91.3.2. Ворота должны быть попеременно красного и синего цвета. Полотнища флагов должны быть примерно 75 см шириной и примерно 50 см высотой. Они закрепляются между древками так, чтобы нижний край полотнища флага находился на расстоянии около 1 м от снега, а также так, чтобы они могли отрываться, по меньшей мере, от одного древка.

91.3.3. Ширина ворот должна находиться в пределах от 6 до 8м - расстояние между двумя ближайшими внутренними древками открытых ворот, и от 8 до 12 м - для закрытых ворот. Полотнища флагов должны быть такими, чтобы, по крайней мере , на одном древке флаг мог быть оторваться.

91.3.4. Трасса супер-гиганта должна быть поставлена следующим образом:

7% от перепада высот соответствует минимальному количеству поворотов.

Расстояние между двумя поворотными древками двух последовательных ворот должно быть не менее 25 м (исключение – см. статью 93.1.1. (1003.1.1 Правил ФИС)).

Для спортсменов U14 и U16:минимальное количество изменений направлений (поворотов) - 8% - 12% от перепада высот в метрах.

92. (1002) Трасса

92.1. Общая характеристика трассы

Местность, на которой проводятся соревнования, должна быть по возможности волнообразной и холмистой. Ширина полотна трассы должна быть около 30м.

Инспектор, проводящий проверку трассы с целью ее утверждения, решает, достаточна ли ширина трассы, и в случае необходимости может дать указание о проведении работ по ее расширению. Он также может одобрить трассу шириной менее 30м., в зависимости от контура и требований местности, в случае если участки трассы до и после узкой части позволяют это.

92.2. Подготовка трассы

Трасса супер-гиганта готовится так же, как и трасса скоростного спуска. Участки трассы, на которых устанавливаются ворота и участники меняют направление движения, должны быть подготовлены так же, как трасса слалома.

92.3. Свободные спуски по полотну трассы.

До постановки трассы участникам, если это позволяют обстоятельства, должна быть предоставлена возможность свободных спусков на лыжах по закрытому склону соревнований.

92.4. Сертификация трасс супер-гиганта для юношей

Все трассы, на которых проводятся соревнования U16 - U14 по супер-гиганту, должны быть сертифицированы. Если будет использоваться трасса, сертифицированная для гигантского слалома ФИС, то необходима инспекция безопасности техническим экспертом ОСФ.

93. (1003) Постановка трассы

93.1. Формирование трассы

При формировании трассы супер-гиганта должны учитываться следующие основные принципы.

Как пройти слаломную трассу по оптимальной траектории не знаю. Но хорошо знаю про неправильные траектории: слишком прямая и слишком круглая. Поэтому методом «от противного» можно нащупать свою траекторию. Нужно предупредить, что рассуждения спорные и очень субъективные.

Траектория в трассе слалома

Как уже отмечал во , прохождение трассы подразумевает повороты именно там где нужно, а не где получится. В этом очевидное отличие от свободного спуска, где можно вписывать дуги в особенности рельефа, легко и непринужденно контролировать скорость. Но главное даже не в этом. В свободном спуске гораздо легче использовать на все 100 свой уровень техники, давить на лыжи со всей силы, кантовать до предела. Даже больше. Если в технике есть пробел, то соответствующую ему часть дуги можно просто проскочить, не заметив этого пробела. При переходе в трассу все с точностью до наоборот. Пробелы в технике разрастаются захватывая существенную часть дуги, сила и закантовка уменьшаются, а сами движение становятся более сжатыми, что ухудшает ведение дуги. К сожалению нормальное явление, когда визуально по трассе и в свободном катании едут как бы два разных человека. Даже хуже. Думаю, при любом уровне лыжника можно поставить такую трассу, что его будет не узнать.

Форма траектории

По моим наблюдениям траектория в трассе сильно зависит от конкретного горнолыжника, не только от класса, а и от привычки и физических данных.

Слишком прямая траектория. Когда начал ходить по трассе, моя траектория состояла из отрезков прямых. Фаза косого спуска до вешки, около вешки поворот, далее опять фаза косого спуска. В гиганте это конечно не работало, большие скорости не позволяли удержаться в таком резком повороте. Поэтому для гиганта работало правило: направление косого спуска от вешки на внешний флаг, то есть метров на 10 в сторону от трассы. Точка начала поворота — когда следующий флаг под тобой. Потом этот же подход перенес в слалом, но в меньшей мере, целился при выходе из поворота на 1-2 метра в сторону от флага. Так и проездил до начала эпохи карвов. В общем-то вопрос траектории тогда для меня не стоял совсем, лыжи хоть и шли по небольшой дуге, но по внутренним ощущениям это были косые спуски, поэтому можно было давить в лыжу не опасаясь, что она вдруг резко завернет не туда.

Слишком круглая траектория. Сына учил сразу ездить круглыми поворотами на карвах (подробнее ), поэтому когда он стал ходить трассу, то сопряжение дуги поворота с вешкой было довольно сложным, его все время выносило далеко от трассы. Но при этом он классно давил в лыжу на всей дуге, а лыжи шли без проскальзывания.

Это и есть два крайних случая траектории. Разумеется в силу привычки тяготею к слишком прямой траектории, что не правильно. Но могу и поставить задачу пройти совсем круглыми поворотами так, чтобы около вешки ехать поперек склона.
И хотя это тоже неправильно, старался ездить в сезоне 2016 именно так, поскольку в моем случае нужно поработать с настройками «головы», отучиться от прямых прострелов.

Работа над траекторией

На тренировках, когда утюжишь одну и ту же трассу есть возможность прощупать разные дуги. Критерий правильных дуг, это когда можешь идти не только без проскальзывания, а еще и выжимать ускорение из дуги. К сожалению это зависит не только от траектории, а и от постановки трассы. Далеко не все повороты (в моем случае) можно так пройти. Приведу пару индикаторов, по которым можно узнать неправильную траекторию.

Траектория слишком прямая , если при выходе на вешку появляется статичная поза. Даже скорее зажатая. Это значит, что не можешь ни задавить лыжу больше, ни закантовать, ни опуститься ниже, потому что иначе «схватишь» вешку. Правда, то, что «схватишь вешку» я не чувствую, это остается в подсознании. А в голове «хорошо», поскольку классно вышел на вешку и спокойно (ведь все уже сделал) ждешь, когда можно сделать следующее движение. Статичная поза часто сопровождается еще неприятным соскребанием, и еще может «гулять» внешняя лыжа, поскольку ей не хватает загрузки. Это хороший критерий, поскольку легко замечается. В следующем спуске нужно заставить себя «подальше» отъехать от трассы и потом как бы возвращаться. Для начала сантиметров на 10 (по внутренним меркам), а потом еще на 10. Главное, чтобы полностью ушла «заморозка», то есть к вешке подошел с естественным окончанием движения корпуса вниз, но не до предела.

Траектория слишком круглая , если корпус слишком выносит из «коридора» трассы, то есть за вешки. Имеется в виду скорее ощущения в начале поворота. Обычно стараюсь направить корпус вниз-вперед, к следующей вешке, когда прохожу середину коридора, то есть, чтобы дальше наружу ехали только ноги. Это часто приводит к слишком прямой траектории, но если «зазеваться», то сразу выносит за коридор. В целом этот критерий не настолько четкий. Вполне возможно, что еще предстоят откровения в следующем сезоне 🙂

Еще два наблюдения, которые могут противоречить друг другу. Первое — это совет от Александра Гераськина (он дал его лет 10 назад), в траекторию крайне желательно вставить прямой участок вниз (когда вышел на вешку). Нашел картинку в интернете с одной из многочисленных трактовок фаз поворота. На картинку поставил вешки (красные кружочки), а траектория, как считаю соответствует движению лыж, то есть следу. В терминологии этой картинки «1-я треть поворота» относится к теме « «, а вот «2-я треть» это как раз этот «прямой участок от Гераськина». Второй совет слышал от нескольких тренеров, но в этом сезоне наиболее четко его сформулировал Борис Прошляков. Непосредственно перед вешкой нужно вставить прямой участок поперек склона, а поворот должен быть сделан до этого участка (на картинке отрезок от середины «3-я треть поворота» до середины «Косой спуск») . А на этом участке нужно просто давить в лыжи в самой низкой стойке и спокойно ехать к вешке, потом также спокойно ее пройти и только после этого готовиться ко входу в следующий поворот. Привел здесь эти два момента, поскольку излишний акцент на первый из них приведет к слишком прямой траектории, а излишний акцент на второй — к слишком круглой. Так все запутано 🙂

Предсказуемость траектории

Все рассуждения выше отлично бы работали, если бы катался на коньках по катку. В реальной трассе, даже в тренировочной по которой идешь 5-й раз, я не могу быть уверен, как поведут себя лыжи, ноги, корпус и руки. Даже хуже. В свободном спуске я вижу как лыжи идут по дуге, а в трассе все внимание уходит на вешки и траекторию корпуса, поэтому траектория по которой идут лыжи выпадает из поля зрения. Как оказалось, с этим можно работать. Как-то в день свободного катания часть склона оказалось прокопанной до льда в виде слаломных дуг, а в остальной части кататься было неприятно, из-за «сыпухи» лыжи закапывались при закантовке. Решил походить по этой стихийной, неразмеченной слаломной трассе и обнаружил, что ощущения довольно похожи на «настоящую» трассу, движения сразу стали скованными, а повороты более рваными, но аккуратными по следу. Ввел это в комплекс упражнений для свободного катания. Не просто едешь, а как бы рисуешь взглядом дугу перед собой и едешь по ней. Ощущения нравятся, нужно будет накатать в следующем сезоне. А если представить, что может быть через несколько сезонов, то воображаю горнолыжные очки (маска по современному) с дополненной реальностью, с проецированием в зрение начерченной на снегу траектории и поставленных вешек, которых в реальности нет 🙂

Верить лыжам

Нужно не просто соблюдать траекторию, а выжимать из нее «рельсовость». То есть не бояться (причем на уровне инстинктов) задавить лыжу. Для этого нужно быть уверенным в поведении лыж. У меня такая уверенность бывает, к сожалению, не часто. Без этого лучше в лыжу и не пытаться давить, инстинкты переведут усилие в сброс пяток или в равномерное соскребание. За этот сезон уверенности в лыжах прибавилось. Вообще, по пониманию на сейчас, уверенность в лыжах лучше нарабатывать в свободном катании, спускаясь разнообразными по крутизне и перегрузкам поворотами в разных стойках, но с обязательными чистыми дугами.

Слитность траектории

Иногда ловлю прекрасные ощущение от слитности поворотов трассе. Особенно это заметно в фигурах. Например, закрытый поворот, за ним шпилька, в которую едва успеваешь вписаться (поэтому корпус не поднимается, как обычно в шпильке), и снова закрытый поворот. То есть, получается как бы большая «гигантская» дуга с «перекладкой» кантов посередине. Так вот, если при этом остается ощущение только «большой дуги», то, как мне кажется, это и есть идеальная траектория с идеальным «рельсовым» проходом. На «Огасаках» стал ловить такие ощущения гораздо чаще, видимо сказывается то, что у меня с Атомиками некоторая несовместимость в виде прерывистости ведения дуги на входе в поворот.

Корректировка траектории на лету

Допустим, что все изложенное выше получается. Но в трассе что-то может пойти не так. Как минимум по двум причинам. Первая, это всякие неровности склона, канавки, бугорки, которые могут кинуть лыжи несколько не туда. Вторая, это необходимый дрифт, т.е. заблаговременное соскребание. Связано это с тем, что траектории резаного поворота в данном случае может просто не существовать. Как выходить из таких ситуаций знаю пока только в теории. В тректории есть специальное место для корректировки. Видимо это «прямой участок» на входе, о котором говорил Александр Гераськин. На входе в поворот нужно поставить лыжи на канты, но проявить выдержку и давить не сразу, постепенно увеличивая и давление и угол закантовки. Это дает возможность хорошо «прицелиться» к основному давлению на подходе к вешке. При этом можно корректировать траекторию, сдерживая или увеличивая давление в лыжи и закантовку. К сожалению, кроме этого пока сказать нечего. Надеюсь, в следующем сезоне поймаю именно «мои» ощущения.

Вадим Никитин

Слалом-гигант по праву считается самой технически-сложной дисциплиной горнолыжного спорта. Лучшие спортсмены в гиганте должны демонстрировать быстроту слаломистов и ведение дуги на скорости, присущее спусковикам. Именно поэтому при подготовке спортсменов и, особенно юниоров, рекомендуется посвящать слалому-гиганту около 70% общего тренировочного объёма. Мы много говорим об этом на тренерских семинарах. Однако, просто время проведённое на длинных гигантских лыжах, ничего не даёт. Важен именно правильный подход к постановке техники.

Как показывает опыт, сразу начать вырезать весьма круглые повороты, даже отдалённо напоминающие те, что демонстрирует Калле Палландер на трассе гиганта Кубка Мира в большинстве случаев не получается.

Вместо того чтобы вырезать дугу подобную этой (оставленной серебрянной медалистокой в гиганте в сезоне 2007/08 итальянокой Мануэлой Мёльг на тренировке перед чемпионатом мира),


Фото автора

юниоры зачастую или просто проскальзывают боком, или вырезают очень отлогие дуги вдоль склона. Ни один из этих вариантов выполнения поворотов не работает даже в простой трассе и не приближает их к настоящим поворотам слалома-гиганта.

Каков же выход из положения?

В этой статье я поделюсь методикой постановки техники правильных поворотов. Эта методика основана на сочетании двух упражнений представляющих экстримальные варианты выполнения поворотов – поворота с чистым резанием и поворота с проскальзыванием по всей дуге.

Прежде чем переходить непосредственно к методике, разберёмся, в чём же проблема спортсменов, которые или режут вдоль склона, или наоборот – сбрасывают лыжи боком. Как правило, проблема в обоих случаях одна и таже. Спортсмен просто ставит лыжи на канты и стоит на них, вырезая дуги заданные радиусом лыжи. Это весьма статичное катание, состоящее из «запертого» положения с одной и с другой стороны, думаю, всем знакомо. Ноги практически не сгибаются между дугами и не разгибаются к началу нового поворота. Поэтому, как только склон становится чуть круче или трасса требует выполнения менее отлогого поворота, лыжи просто сбрасываются и пихаются боком. Основная причина такого катания в отсутствии правильной работы ног и в неправильной механике закантовки.

Я предлагаю решать каждую из этих проблем отдельно. В частности, выполнять следующие упражнения: динамичные отлогие повороты вдоль линии падения склона для постановки правильного смещения для закантовки лыж и предельно круглые повороты с плавным проскальзыванием лыж по всей дуге поворота для постановки продвижения и сгибания-разгибания ног. Далее, наработанные отдельно в упражнениях технические навыки постепенно складываются в технику настоящих поворотов слалома-гиганта.

Остановимся детально на первом упражнении — отлогих поворотах, также названных банан-поворотами.


Фото Лев Ахсанов

На данной фотографии автор демонстрирует банан-поворот. Полагаю, что посмотрев на форму оставленной дуги сомнений в точности данного названия ни у кого не возникнет. Банан-повороты практикуются обычно на относительно пологом склоне. Так как банан-поворот занимает очень мало времени и выполняется практически в линии падения на высокой скорости, он позволяет спортсмену выполнять именно правильную закантовку лыж за счёт смещения внутрь дуги просто путём выпрямления внешней ноги и сгибания внутренней. Динамика при этом максимальна, и у спортсмена нет времени на то, чтобы прочувствовать сгибание ног между дугами и выполнить акцентированное выпрямление в верхней части дуги. Это вполе явно видно и на этой раскадровке банан-поворота:


Фото Лев Ахсанов

Данная демонстрация банан-поворотов сделана камерой производящей 10 кадров в секунду. Нетрудно подсчитать, что за секунду лыжник выполнил два поворота. Естественно, что кроме смещения и закантовки в таком экстремальном ритме весьма сложно ставить и другие необходимые движения. Так попытки поставить работу ног и продвижение вперёд между дугами в режиме банан-поворотов будут скорее всего безуспешными. Более того, в банан-поворотах, как правило, возникают проблемы с перецентровкой, и спортсмены начинают «терять» носок внешней лыжи.

Поэтому, вместо закатывания ошибок неизбежно проявляющихся в банан-поворотах, я рекомендую переходить к другому упражнению — максимально круглым поворотам, часто называемым тренерами S-поворотами. S-поворот — это круглый закрытый поворот, в котором лыжи плавно проскальзывают по всей дуге, как это демонстрирует автор на фото ниже:


Фото Лев Ахсанов

Полагаю что, как и в случае с банан-поворотом, в правильности названия этого упражнения сомнений не возникает. На данной раскадровке лыжник выполняет поворот на весьма крутом склоне. Именно на склонах средней крутизны и на крутых склонах рекомендуется работать над S-поворотами. Для чего же они нужны? Прежде всего, для того чтобы без скорости, как бы в замедленном темпе, прочувствовать все необходимые движения ускользающие как в обычных, так и в банан-поворотах. Данная раскадровка сделана той же камерой дающей 10 кадров в секунду. Полагаю, нетрудно подсчитать, что один S-поворот занимает около 2-х секунд. При этом фаза перехода из одной дуги в дуругую занимает более пол-секунды. Этого времени достаточно, чтобы явно согнуть и разогнуть ноги и выпрямиться для входа в поворот.

Рисунок движения в S-повороте должен быть утрированным в плане разгибания и продвижения внутрь дуги, как показано на более крупном плане раскадровки ниже:



Фото Лев Ахсанов

В представленном здесь S-повороте присутствует практически полный биомеханический цикл движений необходимых в повороте слалома-гиганта. Однако, всё происходит на медленной скорости, с закантовкой, но без резания дуги поворота. Надеюсь, что на этой раскадровке явно видно выпрямление внутрь дуги. При этом лыжи плавно проскальзывают, идя на кантах. Именно плавность в выполнении длинной и круглой дуги представляет сложность для многих юниоров, привыкших резать почти прямые дуги выполняемые просто закантовкой лыжи и использованием её бокового выреза.

Как правило, такие спортсмены сводят S-повороты к вращению лыж и к зигзагам. Котнтроль скорости и удерживание формы дуги тоже является проблемой. Сложность представляет и переход из одной медленной дуги в другую, так как без скорости лыжи почти не проходят под телом. Поэтому важно чтобы ноги разгибались немного вверх и вперёд (внутрь дуги) как это происходит при входе в поворот на этом фрагменте раскадровке S-поворота:



Фото Лев Ахсанов

Не смотря на то, что S-повороты выполняются относительно медленно, следует избегать каких-либо статичных положений. В этом упражнении очень важны постоянное движение и плавность. Надеюсь, это явно видно из приведённой выше раскадровки, так как положение лыжника на каждом кадре отличается от предыдущего.

Тем не менее, в S-поворотах может нарабатываться как движение вверх, так и излишнее следование корпуса за лыжами. Чтобы не «закатывать» эти не совсем правильные движения, я предлагаю использовать S-повороты с односторонним двойным уколом как показано на этой раскадровке:



Фото Георгий Дубенецкий

Двойной укол создаёт правильное положение корпуса и добавляет к разгибанию вверх более явное продвижение вперёд и внутрь дуги. Естественно, что переходить к S-поворотам с двойным уколом следует только когда достигнута форма и определённая плавность в обычных S-поворотах с одиночным уколом.

Далее встаёт вопрос о том, как правильно использовать эти два ключевых типа поворотов. С одной стороны мы имеем банан-поворот – макисимум динамики, смещение, закантовка и резание короткой отлогой дуги. При этом спортсмен испытывает минимум контроля за своими движениями. Основной задачей является почувствовать закантовку лыж в динамике за счёт смещения внутрь будущей дуги. Никакого акцента на переход между дугами не делается. Для этого используется S-поворот, в котором лыжник фокусируется на сгибании ног между дугами, продвижении и выпрямлении при минимальной динамике.

Безусловно, в S-поворотах неизбежно нарабатывается статичность и пропадает ощущение «чистого» канта. В банан-поворотах есть ощущение закантовки, но нет элементов для перехода из дуги в дугу, необходимых в настоящих поворотах. Поэтому я бы не рекомендовал злоупотреблять каждым из этих упражнений. Вместо этого я всегда чередую работу в режиме банан-повротов и S-поворотов. Так же я часто возращаюсь к этим упражнениям, когда у спортсмена возникают проблемы с поворотами слалома-гиганта. Например, если пропадает работа ног и продвижение, я делаю S-повороты или необходимые упражнения в режиме S-поворотов. Если же спортсмен теряет чувство кантов и динамику, я возвращаюсь к банан-поворотам. Естественно, что при этом важна правильная крутизна склона.

Хочу отметить, что предложенная методика работает и на лыжах для супер-гиганта. На слаломных лыжах она тоже работает, но возникает много проблем с наработкой совершенно неправильных движений. Именно поэтому я рекомендую выполнять всё это на лыжах для гиганта, а создав хорший поворот слалома-гиганта, его легко перенести и на слалом и на супер-гигант. Надеюсь что грамотное сочетание банан-поворотов и S-поворотов принесёт всем успех и хорошие повороты.

Фото Лев Ахсанов
Монтаж Галина Ахсанова
Фото и монтаж Георгий Дубенецкий

Слалом-гигант занимает некую середину между скоростным спуском и специальным слаломом. Его обычные параметры - длина трассы 1000-1500 метров, средняя скорость 60-70 км/час, продолжительность одного спуска около 100 сек. Крутизна дуг меньше слаломных примерно в полтора-два раза, продолжительность скольжения в каждом повороте значительно дольше, общая нагрузка также превышает слаломную. Ворота шириной 6-8 метров обозначены спаренными древками, связанными одним флагом (будучи сбитыми, они иногда запутываются в ногах и могут доставить массу неприятностей). Учитывая это, столкновения с древками на трассе слалома-гиганта нежелательны. В отличие от специального слалома их умышленно почти никогда не сбивают, позволяя себе лишь отклонить древко скользящим касанием внутреннего плеча. Все это накладывает отпечаток на технику и тактику слалома-гиганта.

В технике поворотов преобладает стремление к плоскорезаному скольжению с максимальной загрузкой внешней лыжи и врезанием канта в твердый снег или скольжением по контруклонам разбитой трассы. Здесь чаще, чем в слаломе, удается осуществить чисто резаный поворот с плоскорезаным скольжением в сопряжении дуг (рис. 89).

Рис. 89. Резаный поворот с максимальной загрузкой внешней лыжи по всей дуге и энергичным отталкиванием от нее

Подобно тому как опора на верхнюю лыжу в косом спуске считается ошибкой, так и опора на внутреннюю лыжу в повороте также нежелательна, так как внутренняя нога больше согнута и, следовательно, может нести меньшую нагрузку и быстрее утомляется. Однако следует учитывать, что длительная загрузка внутреннего канта внешней лыжи связана иногда с ослаблением сцепления лыж со снегом, для его усиления колено смещают внутрь поворота, осуществляя боковой прогиб, отчего бедро и голень оказываются не в одной плоскости. Вследствие этого снижаются функциональные возможности боковых связок коленного сустава и число травм коленей возрастает.

Если позволяет обстановка на трассе, выгодны коньковые отталкивания с широкой амплитудой бокового шага, что возможно только в глубоком приседании на внутренней ноге. Поэтому спортсмен должен обладать чувством меры во всех своих действиях и отдавать предпочтение наиболее выгодным из них (рис. 90). В слаломе-гиганте не последнюю роль играют силовая подготовка и выносливость, дающие возможность быть активным от старта до самого финиша.


Рис. 90. Чистоты скольжения добиваются уменьшением кривизны поворотов: 1 - обычные повороты с боковым проскальзыванием; 2 - чрезмерное спрямление основной фазы приводит к торможению в сопряжениях; 3 - теоретически возможный путь по прямым отрезкам; 4 - длинные дуги с плоскорезаным скольжением; 5 - резаные повороты с боковым шагом в сопряжениях

Способность к действию на лыжах - это не пассивное сидение в низкой стойке с предельно согнутыми суставами, которые слабее передают давление на ведущую лыжу и способны выдерживать меньшую нагрузку. Сгибание суставов неизбежно, но оно обусловливает и дополнительную нагрузку на мышцы и связки. Слишком сильно согнутой ногой трудно быстро и мощно оттолкнуться. Поэтому, чтобы не оказаться в малоприятной ситуации «расклинивания» в положении ножниц, нужно своевременное и сильное выдавливание вперед-вверх, иначе можно застрять на внутренней лыже в задней стойке.

Молодые лыжники, слабо подготовленные физически и технически, часто оказываются в подобной ситуации и в подседе на внутренней лыже вылетают с трассы. Однако это не должно быть аргументом против «пересадки» с внешней лыжи на внутреннюю, цель которой заключается в том, чтобы перенести тело на более высокую траекторию, а также обеспечить стабильность скорости в процессе отталкивания и скольжения внешней лыжи по более крутому «косому спуску». И чем ближе окончание поворота к траверсу, тем ощутимее преимущество этого приема, которым неоднократно пользовались олимпийские чемпионы 1984 года Дебби Армстронг (рис. 91) и Макс Жулен (рис. 92).


Рис. 91. Олимпийская чемпионка 1984 г. Дебби Армстронг


Рис. 92. Олимпийский чемпион 1984 г. Макс Жулен

Совершенствуя технику конькового отталкивания, надо чутко улавливать его продолжительность, особенно начало и конец. Если спортсмен рано «раскроется» в ножницах, то получится торможение; если же он дольше, чем нужно, задержится на внешней лыже, она окажется повернутой на слишком большой угол, и может появиться боковая вибрация и соскальзывание. Чувство времени и резкости отталкивания вырабатывается в многократных повторениях. Для большей активности и маневренности в гиганте выгоднее совершать повороты на полусогнутых ногах, дольше сохраняющих способность выдерживать большие нагрузки.

Иногда перенос веса тела с внешней лыжи на внутреннюю по продолжительности занимает всю вторую половину поворота. Таким образом, к концу его внешняя лыжа не несет почти никакой нагрузки, что говорит об отсутствии акцента в отталкивании (рис. 93). На рис. 89 и 93 показаны типичные повороты в слаломе-гиганте С использованием конькового шага. Каждый из них имеет свои особенности, зависящие от крутизны склона, кривизны и скорости движения, а также от состояния снега. Коньковый шаг с широким углом расхождения лыж чаще используется на крутых дугах спортсменами, обладающими сильными ногами. Этот прием требует исключительной агрессивности и удвоенного внимания при подтягивании носка внешней лыжи, чтобы не зацепить им за древко ниже стоящего флага. Дуга, по которой скользит внешняя лыжа, может быть постоянной кривизны, уменьшающейся или возрастающей к концу, напоминая подхлест. Последний прием обычно используется в случаях угрозы «ускользания» опоры, а также при необходимости более высокого захода в следующий поворот.

Продолжительность основной фазы скольжения в поворотах слалома-гиганта заставляет относиться с особым вниманием к стойке лыжника. На рис. 94 последовательно показаны пять поз горнолыжника. Поворот налево выполняется им на относительно пологом участке склона с перегибом в середине дуги, что потребовало от него дополнительного сгибания ног (фиг. 2). С выходом на крутой участок спортсмен увеличил наклон вперед, его стойку отличает свободное положение рук, вынос их вперед с легким, маятниковым движением палок, заканчивающимся обычно кратковременным уколом (в данном случае без него). Общий рисунок верхней части тела во всех позах почти одинаков и производит впечатление закрытой стойки. Но это и есть особенность современной техники поворота в слаломе-гиганте - без ярко выраженного бокового сгибания в пояснично-тазовой области, на почти выпрямленной внешней ноге, при резаном скольжении. Это то общее, что сейчас присуще всем сильнейшим горнолыжникам мира. При отталкивании (фиг. 3) он переносит вес тела одновременно с шагом с внешней на выдвинутую вперед левую лыжу. Подтягивание внешней лыжи начинает с отрыва носка, для этого оканчивает толчок через пятку, но без подседа. В результате на фиг. 3 и 4 он оказывается в лучшем положении, вполне контролируя свое тело и лыжи. Продолжая какой-то момент скользить на внешнем канте левой лыжи, постепенно перекантовывает ее на внутреннее ребро - таким образом в сопряжении дуг (фиг. 4 и 5) осуществляет полный цикл плоскорезаного скольжения.


Рис. 93. Резаный поворот с широким отведением внешней лыжи и мягкой пересадкой на внутреннюю


Рис. 94. Типичное исполнение поворотов в слаломе-гиганте


Рис. 95. Криста Кинсхофер отличается хорошим стилем и изяществом прохождения трасс

В заключение разговора о технике слалома-гиганта проанализируем кинограмму сопряжения двух обычных поворотов в исполнении спортсменки Кристины Кинсхофер (ФРГ) (рис. 95). Заканчивая на прогнутой внешней лыже первый резаный поворот (фиг. 1), она плоскорезаным скольжением переходит во второй (2), начинает резаный поворот налево, сохраняя наклон вперед в основной фазе (4). В конце дуги она, сохраняя основную стойку, давлением через каблук усиливает прогибание задника внешней лыжи и, завершая «пересадку» на левую лыжу, с носка подтянет к ней правую. На фиг. 5 ясно видно, что носок правой лыжи уже находится в воздухе, в то время как пятка еще «режет» дугу. Что касается положений туловища и рук с палками, то они соответствуют общей схеме и похожи на ту, какую мы видели на рис. 94: переход из одного поворота в другой происходит без укола палкой, стойка открытая - туловище в основном фронтально движению, ворота проходятся без касания древков. Аналогичные стойки мы видим на рис. 110, а и 110,6 у олимпийских чемпионов 1984 года.

Что касается тактики прохождения трасс слалома-гиганта, то с переходом к укороченным трассам и определению результатов по сумме двух попыток она стала значительно ближе к слаломной. Уплотненная расстановка ворот, возросший риск при двукратном прохождении, почти двойная продолжительность соревнований, проводящихся в один день, - все это дает значительную физическую и, главное, психическую нагрузку. В этой связи особое значение приобретает волевая подготовка спортсмена.

На тактике спуска существенно сказывается крутизна склона, так как на длинных дугах слалома-гиганта очень легко «перебрать» скорость и не вписаться в оптимальную траекторию. Оптимальной мы называем такую траекторию, скольжение по которой дает наилучший результат при данном уровне технического мастерства, спортивной формы, которыми обладает слаломист на сегодняшний день. Таким образом, этот термин носит собирательный характер, учитывающий и стабильность спуска.

Стабильность спуска при двух попытках является немаловажным фактором. Она во многом определяется надежностью технической и психологической подготовки спортсмена и его умением чувствовать оптимальную скорость.

Оптимум скорости, оптимум траектории, оптимум риска, оптимум технической и волевой подготовленности суть слагаемые спортивной формы горнолыжника.

Просмотров