Как работает торпеда. Почему переднюю панель называют "торпедо"? Значение слова торпеда

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова торпеда

торпеда в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

торпеда

торпеды, ж. (от латин. torpedo - оцепенение).

    Самодвижущаяся подводная мина сигарообразной формы (воен. мор.).

    Автомобиль сигарообразной формы с открытым кузовом (спец.).

    Рыба из группы скатов, с округлым телом, способная производить электрические удары (зоол.).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

торпеда

Ы, ж. Самодвижущийся и самоуправляемый подводный взрывной снаряд. Противолодочная т. Реактивная т. Авиационная т. (сбрасываемая в воду с самолета).

прил. торпедный, -ая, -ое. Торпедная батарея. Т. аппарат (для выбрасывания торпед). Т. катер (вооруженный Торпедами). Т. удар.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

торпеда

    ж. Самодвижущийся и самонаводящийся подводный снаряд сигарообразной формы, а также особый вид авиационной бомбы.

    ж. Название легковой машины сигарообразной формы с открытым кузовом (в СССР в 20- 30-х годах).

    ж. Рыба округлой формы семейства скатов, способная производить электрические удары.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

торпеда

ТОРПЕДА (от лат. torpedo - электрический скат) самодвижущийся и самоуправляемый подводный снаряд сигарообразной формы, несущий в головной части боевой заряд (обычный или ядерный) для поражения кораблей, разрушения причалов, доков и других объектов. Торпедами вооружены подводные лодки, надводные корабли, торпедные катера, самолеты, вертолеты. На кораблях выпускаются при помощи торпедных аппаратов.

Торпеда

[от лат. torpedo ≈ электрический скат (рыба)], вид оружия, представляющий собой самодвижущийся, самоуправляемый подводный снаряд сигарообразной формы, несущий заряд взрывчатого вещества (обычного или ядерного). Предназначен для выведения из строя подводных лодок, надводных кораблей, разрушения причалов, доков и др. объектов, расположенных у уреза воды. Состоит на вооружении подводных лодок, противолодочных кораблей, эскадренных миноносцев, торпедных катеров, а также самолётов и вертолётов. На кораблях Т. выпускаются с помощью торпедных аппаратов.

Первый образец Т. был построен в 1866 англичанами Р. Уайтхедом и М. Лупписом. Она была похожа на веретено, длина 3,5 м, общая масса 140 кг (масса взрывчатого вещества около 8 кг), имела дальность хода до 800 м при скорости 6≈8 уз (11≈15 км/ч). С 70-х гг. Т. быстро поступали на вооружение флотов многих государств и вскоре составили основное оружие миноносцев, подводных лодок, торпедных катеров; имелись также на линейных кораблях и крейсерах. Впервые применены русскими кораблями во время русско-турецкой войны 1877≈78. Использовались в русско-японской войне 1904≈05 (выпущено 263 Т.) и 1-й мировой войне 1914≈18 (выпущено 1500 Т.). До 2-й мировой войны 1939≈45 в качестве двигателя Т. служила поршневая машина, работавшая на парогазовой смеси, во время войны ≈ турбина. В начале 30-х гг. появилась торпедоносная авиация . Во 2-й мировой войне только подводными лодками, надводными кораблями и торпедоносной авиацией США и Великобритании было выпущено около 30 тыс. Т. В вооруженных силах Японии использовались Т., управляемые человеком (см. Кайтен).

Т. современных флотов в зависимости от типа двигателя делятся на парогазовые, электрические и реактивные. Длина корпуса Т. составляет от 2,6 до 9 м и более. Т. имеет контактный взрыватель, срабатывающий при ударе Т. о корпус корабля, или неконтактный, срабатывающий при воздействии на него различных физических полей корабля на определённом расстоянии, обеспечивающем поражение корабля от взрыва заряда под его днищем. Т. оборудованы сложной аппаратурой, которая автоматически управляет их движением по направлению и глубине. В зависимости от характера траектории Т. делятся на самонаводящиеся, маневрирующие и прямоидущие. Универсальные Т. способны поражать подводные лодки и надводные корабли.

Ф. И. Козлов.

Википедия

Торпеда

Торпе́да - самодвижущийся боевой снаряд. В случае с морской торпедой - самодвижущийся подводный снаряд. Морская торпеда состоит из цилиндрического обтекаемого корпуса с оперением и гребными винтами, или с реактивным соплом в хвосте (ракета-торпеда). В боевой части торпеды заключён ядерная или неядерная боевая часть , топливо, двигатель и приборы управления.

Наиболее распространённый калибр морских торпед - 533 мм (21 дюйм) (также известны образцы от 254 до 660 мм). Средняя длина - около 7 м, масса - около 2 т, заряд взрывчатого вещества - 200-400 кг.

Морские торпеды состоят на вооружении надводных (торпедных катеров, миноносцев и пр.) и подводных кораблей, самолётов и вертолётов, как составная часть входят в состав противолодочных ракетных комплексов.

Примеры употребления слова торпеда в литературе.

Поэтому попадание торпед полностью могло уничтожить оба ангара, но сам авианосец при этом не получал смертельных повреждений, двигатели, как правило, оставались целыми, как и большая часть вооружения.

Операторы, видимо, уже получили подробные инструкции, поэтому уточнять не пришлось - авианосец выпустил четыре торпеды , которые умчались к астероиду.

Несмотря на то, что авианосец находился от него почти в километре, была хорошо видна каверна, прожженная в левом флайдеке взрывом торпеды .

Это был человек, каким он виделся обитателю морских глубин: ноги-плавники, сросшиеся, как у русалки, чуть утолщенное, как у аквариумной золотой рыбки, тело, покатые плечи пловца, тонкая шея и голая голова, напоминающая наконечник торпеды .

Тем временем эсминец-цель, зная, что по нему должен был показательно стрелять лучший специалист флота и что на атакующем корабле находится командующий, решил, что отсутствие следов торпед под килем означает только безобразное состояние собственной службы наблюдения.

Если мы сами напоремся на мину или торпеда угодит нам в борт, тогда даже валерьяновые капли не помогут: от нас останется пепел.

Космоглиттер, уходя от очередной торпеды , шел прямо на вращающийся сгусток камней, каждый из которых весил несколько тонн и при таких скоростях был бы в состоянии пробить ракету навылет.

Счетчик продолжал отсчитывать уменьшающееся расстояние, и, когда до цели осталось две с половиной тысячи километров, Блейр выпустил торпеду , заметив красно-синий выхлоп ее двигателя.

Удрать гардиан не успел - финн выпустил торпеду , та в мгновение преодолела расстояние между ними, и гардиан взорвался, разбрасывая обломки вокруг хвостового плавника.

Тем временем торпеды стремительно приближались и Джи Гегемон вывел на экран схему матричной защиты.

Торпеда перешла в режим активной гидролокации, подает сигнал и прислушивается, подает сигнал и прислушивается.

А тут было ясно, что уже через минуту Голдсмит получит возможность засадить по супостату торпедой .

Используй Брор торпеды или ракеты, дефлектор убережет и от этой напасти, но потом придется его восстанавливать.

В ночь на 4 июля, около трех часов, конвой был атакован самолетами-торпедоносцами и потерял свое 104первое судно -- транспорт, поврежденный торпедой противника, но добитый кораблями эскорта.

Проведенный мною анализ сенсорных схем в торпеде , которую демонтировал Марк, показал, что они представляют собой дуплексную систему.

"Торпедный катер", "торпедный аппарат", "торпедная атака" - такие словосочетания не редкость в книгах по истории военных действий на море. Но что "самодвижущееся подводное оружие" делает на борту автомобиля, который вовсе не собирается идти в атаку на линкор. АвтоВести пытаются разобраться.

Казалось бы, "передняя панель" - простое и всем понятное сочетание двух хорошо известных слов. Почему бы им не ограничиться? Но от владельцев самых разных автомобилей то и дело слышишь - "торпедо", "торпеда"... Причем происхождение этого неофициального термина непрозрачное: что общего может быть у передней панели автомобиля с той торпедой, которую подводная лодка выпускает в сторону вражеского корабля?

Стоит сказать, что французский термин torpille и производные от него слова в других языках (включая нашу "торпеду") автомобилисты в разные времена использовали по-разному. К примеру, в начале двадцатого века так называли обтекаемые сигарообразные кузова. Этот факт особых объяснений не требует - очевидно, что кузова напоминали своей формой те самые военно-морские торпеды, - но и прояснить вопрос с приборной панелью не помогает.

В двадцатые, тридцатые и сороковые годы слово Torpedo встречалось в названиях автомобилей многих марок. Пожалуй, самым ярким из них был американский Tucker Torpedo, выпуск которого начался в 1947 году. Внимание к нему привлекал не только динамичных очертаний кузов, но и передняя панель. Точнее, ее отсутствие: все приборы и переключатели были сгруппированы вокруг рулевого колеса, и все пространство между передними сиденьями и моторным щитом было отдано в распоряжение пассажиров. Впрочем, и эта информация не вносит ясности в интересующий нас вопрос. Как моду на слово, обозначающее переднюю панель, мог ввести автомобиль, у которого эта панель выглядела не так, как у абсолютного большинства других машин - как выпускавшихся в те годы, так и выпускающихся сейчас?

На автомобилях Tucker Torpedo передней панели в нынешнем понимании этого слова не было вовсе.

Поэтому истоки появления термина "торпедо" надо искать не в названиях автомобилях, а в названиях компаний. Точнее, одной компании, работавшей в Германии в середине двадцатого века и специализировавшейся на производстве автомобильных приборов. Как нетрудно догадаться, компания носила название Torpedo. Ее приборы часто встречались на автомобилях самых разных марок, поэтому сначала слово "торпедо" стали использовать для обозначения приборной панели, а потом - и всей передней панели.

Новая рубрика АвтоВестей ищет ответы на вопросы, над которыми не раз задумывался почти каждый неравнодушный к автомобилям человек - задумывался, но не находил нужным тратить время на поиски ответов. Ведь ответы эти скорее удовлетворяют любопытство, чем приносят практическую пользу. Но ведь порой любопытство оказывается не менее сильным инстинктом, чем забота о собственном благополучии и комфорте. Поэтому на этой неделе АвтоВести ежедневно публикуют ответ на один из таких вопросов. Кстати, это будет далеко не первая "неделя простых вопросов": мы собираемся искать ответы и дальше - в том числе ответы на вопросы, которые вы зададите в комментариях.

Задача любых боевых действий - поразить противника, оставаясь при этом неуязвимым. Такое определение цели явилось необходимым условием при разработке новых видов оружия. В наиболее законченном виде это проявилось при создании морских видов вооружений дистанционного действия, приведшему к появлению во флоте торпед.

Предшественниками торпед являлись речные плавучие мины, изобретателем которых был действительный член Петербургской Академии наук Б. С. Якоби.

Благодаря созданию паровых машин появились шестовые и буксируемые мины. Первая из них прикреплялась к десятиметровому металлическому шесту, установленному на борту катера. При приближении катера к кораблю противника на определенное расстояние мина ударяла в борт судна ниже ватерлинии. Вторая - буксировалась на тросе, и следовало протащить ее так, чтобы она задела неприятельский корабль. Поскольку их использование требовало приближения к неприятелю вплотную, то это было опасно и не всегда осуществимо.

Создание самодвижущейся мины стало возможным после появления компактных энергетических установок (двигателей), работающих на сжатом воздухе.

В 1865 г. российский конструктор И. Ф. Александровский предложил Морскому министерству проект самодвижущегося снаряда. Однако эту разработку признали преждевременной. Через три года проект Александровского рассмотрели вновь, и изобретателю предложили изготовить мину на свои средства с последующим возмещением затрат в случае успешных испытаний. Но к этому времени приоритет в создании торпеды уже принадлежал англичанину Р. Уайтхеду.

В 1866 г. Уайтхед, работавший в Австро-Венгрии на заводе в городе Фиуме (ныне Риека), официально объявил о спроектированной им совместно с лейтенантом австрийского флота И. Луп-писом самодвижущейся мине, получившей название «торпеда» (от латинского слова torpedo - «электрический скат»). Через год был изготовлен опытный образец нового оружия.

Александровскому удалось сконструировать собственную торпеду в 1874 г., и он составил сильную конкуренцию Уайтхеду.

Испытания показали, что оружие Александровского не уступает зарубежному, а по некоторым параметрам превосходит его. Тем не менее Морское министерство купило торпеды за границей. Всего Россия приобрела 250 зарубежных самодвижущихся мин.

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. молодой лейтенант флота С. О. Макаров, будущий знаменитый адмирал, добился, чтобы ему дали четыре торпеды (мины Уайтхеда), купленные перед войной в Фиуме. Для их запуска под килем одного из катеров установили трубу - прообраз торпедного аппарата, другой катер должен был пускать торпеду с плотика, привязанного к борту.

14 января 1878 г. вошло в историю флота как дата первого успешного торпедного удара. С расстояния в 60 м одновременно два катера выпустили торпеды. Они ударили в борт турецкий сторожевой пароход «Интибах». Раздался взрыв, затем сильный треск от проломившегося судна. Пароход лег на правую сторону и быстро погрузился на дно. До того как скрылись мачты, прошла одна или две минуты.

Катера «Чесма» и «Синоп», с которых были выпущены торпеды, по праву считаются родоначальниками торпедных катеров и тактики группового торпедного удара. Важным результатом смелых атак Макарова и его сподвижников стало то, что русские судостроители создали еще один класс кораблей - миноносцы. Они могли плавать в открытом море и там наносить торпедные удары по неприятельским судам.

Во второй половине XIX в. торпеда являлась одним из самых убедительных воплощений последних достижений науки и техники. Со времени изобретения торпеды совершенствовались, значительно улучшились ее параметры.

Опыт Первой мировой войны наглядно показал, что торпедное оружие является одним из самых эффективных боевых средств флота. В период между мировыми войнами интерес к этому виду морского оружия возрос еще больше. Продолжались поиски новых видов зарядов для торпед, взрывателей, горючих веществ, двигателей, систем самонаведения.

Современная торпеда - это самодвижущийся, самоуправляемый и самонаводящийся на цель подводный снаряд сигарообразной формы, несущий в головной части боевой заряд (обычный или ядерный) для поражения кораблей, разрушения причалов, доков и других объектов.

Торпедами вооружены подводные лодки, надводные корабли, торпедные катера, самолеты, вертолеты. На кораблях они выпускаются при помощи торпедных аппаратов.

Торпедный аппарат представляет собой устройство на судах для хранения и выстреливания торпед: трубу диаметром и длиной, соответствующую калибру выстреливаемой торпеды, приборы для ввода данных в торпеду от системы управления стрельбой.

После Второй мировой войны торпеда совершенствовалась, и ее модернизация приобрела явную противолодочную направленность. Именно самонаводящийся торпедный снаряд стал основным противником современных атомных субмарин. В настоящее время большинство торпед - противолодочные или двухцелевые.

В новейших модификациях торпед, кроме сложной автоматики, вычислительной техники, размещаются компьютеры, которые управляют энергетической установкой, выбирая оптимальный режим движения, а также системой самонаведения. Это позволяет распознавать и классифицировать цели, отличать их от имитаторов и ловушек и обеспечивать попадание в наиболее уязвимое место боевой техники неприятеля.

В этом разделе собрана информация о торпедном вооружении как отечественного производства, так и зарубежного. Вы сможете получить информацию о торпедах, которые сейчас стоят на вооружении, а также об образцах этого оружия, что использовались ранее.

Торпеда – это самодвижущийся подводный снаряд, содержащий взрывчатое вещество, который используется для уничтожения вражеских кораблей. Боевая торпеда – весьма сложный механизм, состоящий из двигателя, гребных винтов или реактивного сопла, приборов управления и боевой части.

Морские торпеды сегодня — одно из основных видов оружия надводных кораблей и подводных лодок. Особенно важны они для вооружения субмарин.

Отечественная историография считает, что первую торпеду изобрел российский конструктор Александров в 1865 году, но этот проект не был реализован в России. Первый действующий экземпляр этого оружия был разработан англичанином Уайтхедом в 1866 году, впервые в бою торпеды применили в 1877 году.

Морские торпеды получили широкое распространение уже в XX столетии. Появились специальные корабли – миноносцы, они имели торпедное вооружение, высокую скорость и слабое бронирование.

Японцы активно использовали торпедное оружие в русско-японской войне 1905 года. «Звездным часом» торпед стала Первая мировая война и появление первых подводных лодок. Торпеды стали основным оружием этих боевых кораблей. Первые торпеды работали благодаря парогазовым установкам или сжатому воздуху, поэтому оставляли за собой хорошо видимый след. Это демаскировало торпеду и позволяло кораблям противника уклоняться от них.

Электрическую торпеду создали немцы перед началом Второй мировой войны. В этом конфликте также активно использовались подводные лодки и торпедное вооружение.

Современные торпеды представляют смертельную угрозу для любого корабля. Они гораздо опаснее, чем противокорабельные ракеты. Дело в том, что если при взрыве ракеты часть энергии рассеивается, то вся энергия взрыва торпеды идет на разрушение корпуса корабля. Торпеды менее заметны, чем ракеты, они несут больше взрывчатого вещества, их очень трудно уничтожить во время движения.

Современные торпеды могут направляться с помощью гидролокатора или же управляться дистанционно с борта корабля через специальный кабель. Именно так устроены многие зарубежные образцы торпедного оружия, среди которых торпеды США, Германии, Великобритании. Мы подобрали для вас информацию о последних тенденциях развития торпедного оружия в разных странах.

Россия является производителем торпедного оружия. В советскую эпоху был создан огромный задел в этом направлении, сегодня торпеды ВМФ России в числе лучших в мире.

На вооружении российского флота есть особая торпеда, которая может поражать противника на огромной скорости – около 200 узлов. Это реактивная торпедо-ракета «Шквал».

Чтобы достичь такой небывалой скорости «Шквал» использует интересный физический принцип – суперкавитацию. То есть, во время движения вокруг «Шквала» создается газовый пузырь, который значительно снижает сопротивление водной среды. Но этого мало: чтобы добиться такой скорости, на торпеде вместо привычного гребного винта установлен реактивный двигатель.

Следует отметить, что развитие современных торпед движется несколько по иному пути: конструкторы стараются повысить дальность их стрельбы, уменьшить шумность и увеличить точность. Новейшие торпеды ВМФ России и западных стран имеют дальность десятки километров, они управляются по кабелю, их очень трудно обнаружить.

Современная торпеда — грозное оружие надводных кораблей, морской авиации и подводных лодок. Она позволяет быстро и точно наносить мощный удар по противнику в море. Это автономный, самодвижущийся и управляемый подводный снаряд, содержащий 0,5 тонны взрывчатого вещества или ядерную боевую часть.
Секреты разработки торпедного оружия является наиболее охраняемым, ведь число государств, владеющих этими технологиями даже меньше членов ядерного ракетного клуба.

В настоящее время отмечается серьёзный рост отставания России в проектировании и разработке торпедного вооружения . Долгое время ситуацию хоть как-то сглаживало наличие в России принятых на вооружении в 1977 году ракето-торпед «Швкал», однако с 2005 года подобное торпедное вооружение появилось и в Германии.

Имеется информация, что немецкие ракето-торпеды «Барракуда» способны развивать большую, чем «Шквал» скорость, но пока российские торпеды подобного типа распространены более широко. В целом же отставание обычных российских торпед от зарубежных аналогов достигает 20-30 лет .

Основным производителем торпед в России является ОАО Концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор». Данное предприятие в ходе проведения международного военно-морского салона в 2009 году («МВМС-2009») представило на суд публике свои разработки, в частности 533-мм универсальную телеуправляемую электрическую торпеду ТЭ-2 . Данная торпеда предназначена для поражения современных кораблей подводных лодок противника в любом районе Мирового океана.

Торпеда ТЭ-2 обладает следующими характеристиками :
— длина с катушкой (без катушки) телеуправления – 8300 (7900) мм;
— общая масса – 2450 кг;
— масса боевого заряда – 250 кг;
— торпеда способна развивать скорость от 32 до 45 узлов на дальности в 15 и 25 км соответственно;
— обладает сроком службы в 10 лет.

Торпеда ТЭ-2 оснащается акустической системой самонаведения (активная по надводной цели и активно-пассивная по подводной) и неконтактными электромагнитными взрывателями, а также достаточно мощным электродвигателем, обладающим устройством понижения уровня шума.

Торпеда ТЭ-2 может быть установлена на подводные лодки и корабли различных типов и по желанию заказчика выполнена в трёх различных вариантах :
— первый ТЭ-2-01 предполагает механический ввод данных по обнаруженной цели;
— второй ТЭ-2-02 электрический ввод данных по обнаруженной цели;
— третий вариант торпеды ТЭ-2 имеет меньшие массогабаритные показатели при длине в 6,5 метра и предназначен для использования на подводных лодках натовского образца, к примеру, на немецких подлодках проекта 209.

Торпеда ТЭ-2-02 специально разрабатывалась для вооружения атомных многоцелевых подводных лодок 971 проекта класса «Барс», которые несут ракетно-торпедное вооружение. Есть информация, что подобная АПЛ по контракту была закуплена военно-морским флотом Индии.

Самое печальное в том, что подобная торпеда ТЭ-2 уже сейчас не отвечает ряду требований предъявляемых к подобному оружию, а также уступает по своим техническим характеристикам иностранным аналогам . Все современные торпеды западного производства и даже новое торпедное оружие китайского производства имеет шланговое телеуправлении.

На отечественных же торпедах применяется буксируемая катушка – рудимент почти 50-летней давности. Что фактически ставит наши подводные лодки под расстрел противника с гораздо большими эффективными дистанциями по стрельбе.

Просмотров