Тип сабвуфера активный. Сабвуферы полосно-пропускающего типа. Отличительные черты автомобильных сабвуферов

Отличие активного сабвуфера от пассивного

Отличие активного сабвуфера от пассивного налицо, так как оба устройства выполняют разные функции. Сабвуфер – это низкочастотный динамик, предназначенный для воспроизведения широкого диапазона частот, работающий совместно с любым видом акустической системой.
Зная, чем отличается активный сабвуфер от пассивного, можно спокойно делать свой выбор в пользу того или иного динамика.

Виды сабвуферов

Для работы сабвуфера необходимо взаимодействие трех элементов. Это непосредственно корпус, низкочастотный динамик и усилитель.
В зависимости от данной компоновки сабвуферы делятся на два типа:

  • Активный сабвуфер;

Основные отличия сабвуферов

Пассивный сабвуфер представляет собой низкочастотный динамик, заключенный в специальный акустический корпус. Для его работы необходимо подключение к внешнему усилителю.
Также его можно подключить при помощи электронного разделительно фильтра частот. Такая компоновка позволяет достичь более глубокого баса и значительно расширить спектр частот.

Примечание: стоит учитывать, что на повышенной громкости значительно уменьшаются линейные искажения звука, поэтому слушать композиции желательно со средней громкостью звука.

Низкочастотным сабвуфером обычно дополняется система домашнего кинотеатра, либо акустическая система в автомобиле. Это позволяет достичь насыщенного баса и разделить звучание.
Активный сабвуфер способен значительно уменьшить нагрузку на ресивер в системе домашнего кинотеатра. Выбирая сабвуфер, необходимо учитывать свойства пространства, где он будет установлен.
Сабвуфер с фазоинвертором имеет более глубокий бас, и рассчитан на большую кубатуру помещения. В ограниченном пространстве, например в автомобиле, данный тип сабвуфера может начать резонировать.

Преимущества и недостатки

Каждый тип сабвуфера имеет свои преимущества и недостатки, благодаря своим конструктивным особенностям. Пассивный сабвуфер обладает более глубоким и насыщенным басом, по сравнению с активным.
Это обусловлено множеством различных факторов:

  • Отсутствие перегревания воздуха внутри корпуса;
  • Возможность подключения дополнительных электронных фильтров(см.);
  • Внешний усилитель мощности обладает большим количеством настроек;
  • Благодаря отсутствию посторонних компонентов в корпусе, мощность и глубина баса становится более насыщенной;
  • Более низкая стоимость по сравнению с активным сабвуфером, с аналогичными техническими характеристиками.
  • Возможность использования как портативной , если есть выходы для дополнительных динамиков;
  • Разнообразные варианты исполнения.

Делая выбор между активным и пассивным сабвуфером, стоит определиться непосредственно с тем, где он будет использоваться, и какие характеристики звучания необходимы.

Влияние корпуса на звучание сабвуфера

Корпус в сабвуфере является основным элементом акустической системы. Благодаря ему можно создать направленный, глухой, либо рассеянный бас.
Можно выделить несколько основных видов корпуса:

  • Корпус закрытого типа представляет собой ящик, в котором динамик находится в закрытом пространстве. При этом колебания динамика гасят давление, которое возникает внутри благодаря колебаниям диффузора.
    Сабвуфер в закрытом корпусе дает глубокий насыщенный бас. Корпус изнутри отделан специальным звукоизолирующим материалов, который поглощает тепло и создает давление воздуха внутри.
    Мощность такого сабвуфера напрямую зависит от внутреннего объема корпуса. Но при этом есть один недостаток: коэффициент полезного действия у такого типа сабвуфера наименьший;
  • Корпус с фазоинвертором. В нем проделано специальное отверстие для отвода воздуха.
    Это позволяет направить звуковую волну и значительно увеличить мощность сабвуфера. Благодаря этому даже при самых низких частотах динамик работает практически без существенной нагрузки.
    Звуковая низкочастотная волна возникает вследствие нагнетания воздуха. Такой тип корпуса дает очень резкий и мощный бас;
  • Bandbass корпус. Динамик находится в перегородке между двумя камерами. Такой тип корпуса объединяет в себе два предыдущих и значительно повышает качество и эффективность звучания.
    Основная суть состоит в том, что можно одновременно настроить верхние и нижние показатели баса. Это позволяет сделать бас более насыщенным и естественным. Но такой тип сабвуфера является самым дорогим, поскольку очень сложен в изготовлении.

Каждый тип сабвуфера предназначен для определенного типа помещения. При этом благодаря внутренним свойствам корпуса и размеров динамиков, зависит непосредственно звучание.
Оба сабвуфера имеют свои преимущества и недостатки, поэтому перед выбором лучше посоветоваться со специалистами.
Пассивный сабвуфер выдает больший частотный диапазон, чем активный. Но с его подключением могут возникнуть проблемы, так как необходимо правильно подобрать усилитель мощности и подключить электронные звуковые фильтры.
Активный сабвуфер достаточно подсоединить к источнику питания и подать на него звуковой сигнал. Сделать это можно даже своими руками, так как в комплекте предлагается и инструкция.
Отправляясь в магазин за покупкой, нужно понимать, что цена качественного устройства будет высокой. Конечно, желательно посмотреть фото и видео, касающиеся работы разных видов сабвуферов, чтобы определиться со своим выбором.

При создании персональной акустической системы для вашего автомобиля достаточно важным моментом является выбор правильного сабвуфера. Сегодня разные производители предлагают множество моделей, однако в данной статье мы поговорим о том, как различаются активный и пассивный сабвуфер, в чем их недостатки и преимущества.

Итак, в чем отличие активного сабвуфера от пассивного?

К сожалению, четкий ответ на этот вопрос могут дать далеко не все владельцы автомобилей.

Что значит пассивный сабвуфер?

Пассивный сабвуфер – это один или несколько низкочастотных динамиков, которые помещены в корпус из дерева, фанеры или МДФ. Для того чтобы он воспроизводил звуки необходим внешний усилитель, и разделительный фильтр звука, который оставляет от сигнала только низкие частоты.

Что значит активный сабвуфер?

Активный сабвуфер – акустическая система, в которой есть встроенный усилитель, разделительный фильтр и, разумеется, один или несколько динамиков. Эта система несколько проще в подключении, и по распространенному мнению звучит несколько лучше пассивного сабвуфера. Но как показывает практика, все зависит от общей настройки акустической системы.

Активный и пассивный сабвуфер: в чем разница?

Для того, чтобы понять, какой сабвуфер лучше, пассивный или активный, давайте сравним основные показатели, на которые, так или иначе, обращают внимание все владельцы автомобилей:

  • Стоимость – дороже стоят активные сабвуферы, что неудивительно ведь в них намного больше дорогостоящей электроники;
  • Удобство в установке – поскольку для пассивных сабвуферов необходим внешний усилитель, фильтр частот и т.п., они несколько сложнее в установке. Кроме того, активные системы уже имеют встроенный усилитель, и это позволяет серьезно сэкономить место;
  • Качество звука – казалось бы, очевидно, что активный сабвуфер должен звучать лучше, на самом деле все обстоит несколько сложнее. Ведь для того, чтобы акустическая система хорошо звучала, её необходимо правильно настроить. И как показывает практика, качественно настроенный пассивный сабвуфер может звучать лучше активного;
  • Удобство настройки – с одной стороны у активных сабвуферов больше возможностей по настройке, однако при наличии хорошего внешнего усилителя – это преимущество сходит на нет.

Преимущества и недостатки пассивных сабвуферов

Как уже было сказано, пассивный сабвуфер это, по сути, просто колонка, оснащенная специальным динамиком, подчеркивающим низкие частоты. Соответственно такой элемент акустической системы будет стоить сравнительно недорого.

Но это далеко не единственное достоинство пассивных сабвуферов. С их помощью можно собрать систему, в которой все компоненты будут максимально удовлетворять вашим представлениям о правильном звуке. Ведь для того, чтобы получить оптимальное звучание необходимо собрать комплект из подходящего усилителя, необходимых фильтров частот, и комплекта динамиков в подходящих корпусах.

Также достаточно важными моментом является то, что в отличие от активных, пассивные сабвуферы используют разные типы корпусов, а именно стандартные коробки, фазоинверторы, бандпасс. В активных системах возможности по использованию разных типов корпусов затрудняется необходимостью размещать в них дополнительную электронику.

Преимущества и недостатки активных сабвуферов

Разумеется, основным достоинством сабвуферов активного типа является то, что в одном корпусе объединяется динамик, усилитель и фильтр. Это позволяет максимально просто подключать их к автомагнитолам, и обеспечивает определенное качество звучание при минимуме настроек.

К сожалению, в этом и кроется их основной недостаток. Из-за необходимости поместить в одном корпусе и динамик и электронику, приходится идти на определенные компромиссы. В частности это касается недостаточно мощных усилителей, что естественно сказывается на мощности, звуковом давлении и отзывчивости системы.

Разумеется, существуют модели, в которых все комплектующие позволяют получить максимально качественный звук. Но, к сожалению, их стоимость достаточно велика.

Для того чтобы снизить стоимость активных сабвуферов производители достаточно часто стараются максимально удешевить комплектующие, что делает звучание большинства из них несколько грубоватым. Также это сказывается на их надежности.

Отдельно стоит упомянуть мощность сабвуферов активного типа. Дело в том, что для обеспечения продаж, фирмы-изготовители часто привлекают своих потенциальных покупателей сочетанием малых габаритов и большой мощности. Но на самом деле, действительно хорошее звучание с мощным усилителем невозможно без динамика соответствующего размера, а именно 10, 12 и более дюймов.

Что лучше выбрать владельцу автомобиля?

Отличия активного сабвуфера от пассивного вполне очевидны, и основываясь на них владельцы автомобилей делают свой выбор в пользу того или иного варианта.

Люди, которые хотят несколько улучшить установленную акустическую систему, как правило, приобретают недорогие и компактные модели активных сабвуферов. Они достаточно просты в установке, однако стоит понимать, что в компактном корпусе не получится разместить действительно мощный усилитель высокого класса. Соответственно такой сабвуфер несколько улучшит звук, но не даст действительно мощного и пробивного баса.

Если владелец автомобиля разочаровался в звуке активного сабвуфера, а срок для возврата истек, то естественно возникает вопрос – «можно ли из активного сабвуфера сделать пассивный?». Разумеется, на практике такое возможно, однако стоит понимать один простой момент. В большинстве активных систем динамик несколько хуже в сравнении с пассивными сабвуферами.

Также, перед тем как выбирать сабвуфер имеет смысл проверить, есть ли в вашей магнитоле встроенный усилитель. Сегодня немало автомобилей изначально комплектуется не только автомагнитолой, но и усилительной аппаратурой. В таком случае нет особого смысла приобретать активный сабвуфер, разве что вы хотите получить очень мощный звук, на мощности от 250 Ватт.

Достаточно важным моментом является то, что в активных сабвуферах имеются заводские настройки, которые рассчитаны на наиболее популярные стили, в частности различную танцевальную музыку и т.п. Поэтому если вы считаете себя гурманом звука, то их может оказаться недостаточно.

Подведем итоги. Для того чтобы четко понять, какой сабвуфер выбрать – активный или пассивный, необходимо четко сформулировать свои требования к акустической системе автомобиля. В частности нужно определить следующие параметры:

  • Наличие в магнитоле встроенного усилителя нужной мощности;
  • Свободное место в машине для размещения сабвуфера;
  • Планируемый бюджет;
  • Свободное время, которое Вы готовы потратить на настройку акустической системы;
  • Требования к звучанию акустической системы автомобиля (хотите добавить немного басов, или планируете участвовать в соревнованиях по автозвуку).

Как видите выбрать то, какого типа сабвуфер вам подходит лучше, далеко не так просто, как кажется. Ведь помимо приведенных факторов, влияющих на выбор модели, многое зависит от музыкальных предпочтений и т.п.

Знаете, как работает закон подлости? Приведу пример. Истратив кучу кровно заработанных денег на систему домашнего кинотеатра, вы покупаете новейший сверхкрутой боевик. Приглашаете всех друзей и знакомых "угоститься" достижениями кинематографа и компьютерной графики... Но, увы, ваши старания оказываются тщетны.

В чем же дело? Ну, хотя бы в том, что взрыв в начале "Смертельного оружия-2" больше похож на треск сухой ветки под ногой незадачливого траппера из какой-нибудь пародии на вестерн, а поступь тиранозавра из "Парка Юрского периода" - на робкие шажки младенца. И вот после очередного глотка пива один из ваших друзей в порыве хмельной откровенности признается: "Да, объемный звук прекрасен, вот только баса маловато..." И это вам как соль на рану: вы чувствуете себя полным идиотом - и готовы полжизни отдать за этот самый бас.

Роковое влечение?
"О, бас! Как много в это звуке для сердца русского слилось!.." Именно на нем, считает большинство кинолюбов (особенно начинающих), зиждется настоящий звук. Остальное, по их мнению, - чепуха. К черту локализацию и естественный тональный баланс. Громкий, мощный, оглушительный бас - вот что "цепляет" дилетантов в полноценной системе домашнего кинотеатра. Будь то выстрел из ружья в фильме Джона By, взрыв в последней серии "Крепкого орешка", рокот взлетающего "Аполлона 13" или звуки оркестра, исполняющего гавот в "Разуме и чувствах", - по-настоящему хороший бас везде является основой звукового сопровождения, наделяя его живительным драматизмом и способностью воздействия, возможной только в лучших кинотеатрах.

Причины этому - психоакустические (то есть связанные с тем. как ухо слышит и как мозг перерабатывает эту информацию), В процессе эволюции человеческое ухо определенным образом настроилось. Вот почему наш слух особенно чувствителен в области средних частот, к которой относится речь и другие звуки, издаваемые людьми (например, плач ребенка). В допотопные времена низкие, рокочущие звуки означали опасность (землетрясение, гроза. рычание гигантской зверюги с острыми клыками и т.д.), поэтому они и сейчас заставляют организм выделять адреналин. Таким образом, наша любовь к глубокому басу - это фактически любовь к острым ощущениям.

Правда, есть и еще одно объяснение чрезмерного увлечения басом. Как правило, "болеть" домашним театром люди начинают после посещения соответствующей выставки или торгового салона, а там обычно саб врубают на всю катушку - чтобы произвести убойное впечатление на посетителя. Многие думают, что так же должно быть и дома.

Танцуем от печки
Звуки представляют собой колебания воздуха. Их вызывает все, что может привести воздух в движение - от взрыва атомной бомбы до вибрации комариного крылышка - и, разумеется, колебания диффузора громкоговорителя. Электрические сигналы заставляют его двигаться вперед или назад. При каждом движении диффузор сжимает или разрежает воздух, и это сжатие/разрежение распространяется со скоростью звука. Чем быстрее оно происходит, тем выше звук. Высота звука (или его частота) это число циклов сжатия и разрежения в секунду. Они названы герцами (в честь известного немецкого физика Генриха Герца, а отнюдь не Герцена, которого, по выражению Ленина, разбудили декабристы).

Мы воспринимаем звуки, находящиеся в диапазоне примерно от 16 Гц до 18 000 Гц (18 кГц). Между тем, большинство производителей акустических систем приводят более легкий для запоминания диапазон 20 Гц - 20 кГц, хотя звуки выше 18 кГц улавливаются только собаками, летучими мышами и людьми, которые крайне редко покидают тишину своего жилища. К несчастью для мужчин, самая высокая часть спектра перестает быть доступной для нас в переходном возрасте, с покупкой первого тюбика крема после бритья, в то время как женщины и в среднем возрасте сохраняют способность хорошо слышать высокие частоты. Зато с противоположной оконечностью спектра у большинства людей никаких проблем нет: даже старики различают частоты ниже 20 Гц.

Вторым, и последним, физическим фактором, значимым для охотников за глубоким басом, является логарифмическая величина - децибел (дБ). Децибелы, помимо прочего, показывают уровень звукового давления. Правда, тут есть подвох: измерения этого уровня не абсолютны, а относительны. Хуже того, при изменении уровня звукового давления наш слух меняет свою чувствительность. Однако существует общепринятая шкала децибел, в которой за ноль принимается порог слышимости, а за максимум - так называемый болевой порог (он превышает порог слышимости примерно в десять миллионов раз и составляет 140 дБ). Возможно, это слишком большое упрощение, но если вспомнить, что для самого среднего любителя домашнего кино норма - это 75 - 100 дБ и что согласно этой шкале добавление 6 дБ означает удвоение громкости, об остальном можно забыть.

Актив или пассив?
Чтобы получить настоящий бас в условиях домашнего кинотеатра, требуется сабвуфер, то есть басовый громкоговоритель. Он может быть встроен либо в две фронтальные колонки, либо в их подставки, а может представлять собой отдельное устройство, допускающее установку почти в любом месте комнаты, поскольку глубокий бас - ненаправленное звуковое излучение. Благодаря последнему фактору отпадает необходимость в стереопаре сабвуферов: для получения звука отменного качества бывает зачастую достаточно одного. Тут все ясно.

Проблема заключается в другом. Каким должен быть сабвуфер - активным или пассивным?

Пассивные сабвуферы обычно разрабатываются для конкретного комплекта громкоговорителей и, как правило, адресуются рынку недорогих систем. Их главные преимущества заключаются в том, что они позволяют использовать меньшие по размеру основные громкоговорители (сателлиты) и не требуют от основного усилителя наличия дополнительных выходов. Самым серьезным недостатком пассивных конструкций является их элементарная неспособность к воспроизведению достаточно глубоких басов. Впрочем, иногда винить в этом надо не сабвуфер, а усилитель, которому не хватает "силенок" для того, чтобы раскачать и сателлиты, и саб. Вот почему фирма Technics уже несколько лет выпускает не только пяти-, но и шестиканальные усилители для домашнего кинотеатра, оснащенные с расчетом на подключение именно недорогого пассивного сабвуфера (последний пример - модель SA-AX7. рассмотренная нами в №3/2000 на стр. 79).

Активный сабвуфер имеет встроенный усилитель и регуляторы, позволяющие изменять громкость и частоту среза, что дает возможность согласовать аппарат с любой парой основных громкоговорителей. Преимуществ у активного саба перед пассивным - вагон и маленькая тележка. Поскольку усилитель в данном случае встроенный, он оптимален для конкретного громкоговорителя, что избавляет от многих потенциальных проблем. Активные модели улучшают звучание любых АС, так что последние можно не менять, а имеющиеся регуляторы позволяют учесть специфические особенности вашей комнаты. Недостатков два - сравнительно высокая стоимость и необходимость наличия у усилителя отдельного выхода. Однако в последнее время цены значительно снизились, и если в вашем домашнем кинотеатре еще нет активного сабвуфера, значит, вы отстали от жизни.

Где закладывать фундамент?
Напомню в очередной раз: сколь бы хорошо ни был акустически оформлен ваш "кинозал", он волей-неволей станет своего рода эквалайзером, усиливая одни частоты и ослабляя другие. Этот эффект определяется резонансными частотами помещения (на самом деле акустические свойства помещения определяются гораздо большим количеством факторов, но в данном случае упрощение не влияет на суть проблемы), которые, в свою очередь, зависят от ее длины, ширины и высоты. Дело в том, что в комнате при воспроизведении звука создаются постоянные области высокого и низкого звукового давления (стоячие волны). Нетрудно догадаться, что определение оптимального места для размещения сабвуфера (равно как и кресла зрителя) производится либо методом проб и ошибок, либо требует привлечения огромной компьютерной мощи и дипломированного специалиста в области акустики.

Метод проб и ошибок предельно прост, но занимает много времени. Поставьте диск или ленту с самыми глубокими басами, которые вы только можете отыскать, и проигрывайте ее, переставляя сабвуфер с места на место. После каждой перестановки садитесь в "просмотровое" кресло и оценивайте произошедшие со звуком изменения. Если вы все же сомневаетесь, возьмите за основу рекомендации производителя. Когда придете к выводу, что лучше уже некуда, просмотрите несколько фильмов, чтобы удостовериться, что вы на верном пути, а затем насладитесь результатами.

Однако позволю себе привести несколько "тонких жизненных наблюдений". Во-первых, большинство начинающих театралов либо врубают сабвуферы на слишком большую громкость, либо "задирают" частоту среза. Короче говоря, если окажется, что звук в фильме "Пианино" больше подошел бы для ленты "Терминатор-2" или что сабвуфер издает неистовое рычание при воспроизведении самой скромной басовой ноты, уменьшите громкость. Во-вторых, если это возможно, постарайтесь расположить саб около той же стены, где стоит телевизор, чтобы избежать фазового сдвига НЧ-волн от остальных. В-третьих, оставьте немного места между телевизором и сабвуфером, поскольку внутри последнего спрятаны большие и разрушительные для кинескопа магниты. В-четвертых, большинство рекомендаций, даваемых производителями AV-усилителей и процессоров, на мой взгляд, неверны. Эти аппараты обычно оборудуются линейным "сабвуферным" выходом, на который подается предварительно отфильтрованный посредством НЧ-фильтра сигнал. Между тем, сам активный саб оснащается на линейном входе таким же фильтром. В результате при подключении по линейному сигналу два НЧ-фильтра оказываются соединенными последовательно, и суммарная характеристика будет просто непредсказуема. Лучше всего подавать на специальный "высокоуровневый" вход саба полнодиапазонный сигнал с "колоночного" выхода усилителя. И последний совет (он касается только тех, кто совсем отчаялся): установка слабенького сабвуфера в углу комнаты может немного "подтянуть" средние и верхние басы.

Басовая премудрость

Бас
Что мы понимаем под этим словом? Ответ придется поискать в Hi-Fi-области, ведь именно она является прародительницей домашнего кинотеатра. Оказывается, басы разбиты на три октавы, причем перекрывающиеся. К октаве от 20 до 40 Гц относятся глубокие басы (сюда попадают самые низкие ноты органа), октава от 40 до 80 Гц известна под названием среднебасового диапазона (их извлекают из басового барабана), а октава от 80 до 160 Гц называется диапазоном высоких басов (послушайте виолончель и фагот). Все, что ниже 20 Гц. мы скорее чувствуем, чем слышим, здесь вы уже не сможете различить высоту тона или повторить звук, если, конечно, вы не живете в кафедральном соборе.

Атака
Фактически это причуда басовой терминологии. Слово "атака" здесь не совсем уместно, а употребляется потому, что низкие частоты отличаются более медленными переходными процессами по сравнению с верхами. Между тем, разница между "медленно" и "быстро" звучащими басовыми системами, часто по-другому не определимая, это разница между системой, "долбящей по мозгам" и заставляющей завороженно слушать.

Большинство эпитетов, описывающих хороший бас. можно использовать как комплименты искусному барабанщику. Слова, означающие обратное, ассоциируются с понятиями тучности и неповоротливости. Так, если при звуке взрыва на ум приходят определения "быстрый", "отчетливый", "чистый", "живой", "напряженный", "тугой" или "точный", - возможно, вы имеете дело с достойной системой, Если же вспоминаются слова "гулкий", "жирный", "перегруженный", "толстый", "рыхлый", "нечеткий", "медленный", "тихий" или "глухой", - значит, пора "делать ноги".

Весовая категория
Когда дело касается количества чего-либо, например баса, нам так и хочется применить термин "вес". Если системе недостает басов, ее называют "тощей" и "куцей". А если басы в избытке, говорят, что звук у комплекса "жирный" и "надутый". Когда басы в порядке, систему называют "подтянутой" и "мускулистой".

Динамика
Если система способна к различению громких и тихих басовых нот, а не звучит "как из бочки", тогда применительно к ней употребляются слова "хлопок", "удар" и даже "энергия", - все в положительном значении. Удивительно, но отрицательных характеристик здесь нет. Попробую придумать что-нибудь сам. Как вам понравится, допустим, такое: "звучит. как стекло жует"?

Глубина
Говоря о сабвуферах, обозреватели часто используют термин "глубина баса". Это означает только то, насколько "глубок" нижний предел их частотного диапазона. Система, не способная к воспроизведению самых низких басов, называется "зарезанной", а та, которая это может, носит гордое звание "расширенной".

Перекрытие
У каждого комплекта громкоговорителей, включающего в себя "пищалку", СЧ-динамик и сабвуфер, имеются точки частотного диапазона, где происходит наложение звучания одного динамика на звучание другого. Они называются точками перекрытия. Так, если динамик средних частот "обрезается" на частоте 90 Гц. а сабвуфер работает в диапазоне от 40 до 150 Гц, то где-то в районе 100 Гц большая часть звука переходит от динамика средних частот к сабвуферу. Эта частота носит название частоты перекрытия. Большинство громкоговорителей оснащены схемой, компоненты которой выдают сигнал, позволяющий сделать плавным переход от одного динамика к другому. Эта схема называется разделительным фильтром или кроссовером.

Бас - по вкусу

Без качественного баса невозможен ни домашний кинотеатр, ни достойная внимания аудиосистема...

Если вы решили приобрести саб, подойдите к его выбору со всей ответственностью. Неудачная модель оказывается практически бесполезной, когда дело доходит до воспроизведения басов, - лучше уж потратить деньги на пару больших по размеру и лучших основных громкоговорителей. К счастью, сегодня магазины просто завалены прекрасными сабвуферами на любой вкус и за любую цену, только протяни руку.

Модели дешевле $400
Energy e:XL16 ($300). Несмотря на не очень высокую цену, в нем установлен 40-сантиметровый вуфер и 300-ваттный усилитель на MOSFET. Кроссовер перестраивается на любую частоту в диапазоне 50 - 100 Гц. причем при желании можно подключить внешний эквалайзер или активный фильтр, для чего существует отдельный вход. Для облегчения согласования с остальной акустикой предусмотрен регулятор фазы в очень широких пределах (от 0 до 180 град.). У этого сабвуфера не много конкурентов, да и те либо создавались для миди-систем (Aiwa TS-W5), либо стоят примерно на 35% дороже (Velodyne CT-80). Тем, кто ограничен в средствах, я бы посоветовал купить основные громкоговорители максимально возможного размера, однако если у вас маленькая комната и вы недавно приобрели новые компактные громкоговорители, e:XL16 - то, что нужно в большинстве случаев.

<$600
REL Q-50 ($500). На сегодня это самая недорогая модель производства REL. Она непритязательна, однако воспроизводит глубокие басы очень неплохо. Ее ближайший соперник, более элегантный на вид KEF 20В (тоже $500), оснащается встроенным 70-ваттным усилителем и в отличие от 0-50 имеет магнитную защиту. Неплохой бас демонстрирует также PSW120 фирмы Polk ($480). Он несколько предпочтительнее благодаря лучшему соотношению качество/цена, поскольку заставит грохотать во всю мощь любую систему домашнего кинотеатра.

<$900
REL Q-100 ($850). Прекрасный, глубокий бас, хорошее соотношение качество/цена, приемлемый внешний вид и громкое имя - вот что сочетает в себе этот аппарат. Он способен достигнуть таких басовых глубин, что ваша система домашнего кинотеатра зарычит и загрохочет. Однако следует предупредить REL что у нее здесь имеются грозные соперники в лице изысканного Tannoy 625 ALFie ($900), простенького, но басовитого Mission 75AS ($800) и небольшого по размеру, но великолепного во всем остальном М&К VX-7B ($675). Каждая из этих моделей является вполне достойной альтернативой.

Когда цена не имеет значения
Будьте осторожны, очень осторожны. "Цена не имеет значения" - эти четыре коротеньких слова могут значить для конструктора больше всего на свете. Если вам непременно нужен лучший в мире сабвуфер, внимательно изучите возможности REL Studio ($4000), М&К МХ-100 ($2200), KEF AV1 ($3500), Revel Sub 15 ($2800 - 5200), а также моделей сабвуферов фирм B&W, Bag End, Linn, Meridian и Muse. Самый дешевый из этих сабвуферов облегчит ваш кошелек как минимум на $2000, однако если вам очень хочется сорить деньгами, можно истратить и в два раза больше. В том случае, если вам необходимо сэкономить не деньги, а место, обратите внимание на EnergyMicrostar 12.1 ($1600). Этот кубик со стороной 40 см может рявкнуть так, что мало не покажется - его мощность полтора киловатта! Кевларовый вуфер, цифровой усилитель плюс всевозможные звуковые и пользовательские навороты делают его крайне привлекательным для театров высокого класса.

REL"яция на REL

В Великобритании среди мастеров баса одна фирма занимает особое положение - она не на одну, а на несколько голов выше остальных. Это REL. Возможно, ни один производитель сабвуферов не был встречен здесь так же радушно и не завоевал столько призов. Почему это так и кто является творцом успехов REL?

Заглянем в конец восьмидесятых годов. Человек по имени Ричард Лорд получает отставку со всеми почестями. И вместо того, чтобы начать размеренную жизнь и почивать на лаврах, Ричард Лорд пускает свои сбережения на разработку и создание простейших басовых громкоговорителей для Hi-Fi-систем. Так на свет появились первые сабвуферы REL.

Разумеется, консервативная по своей природе Hi-Fi-индустрия отказывалась признать полезность таких устройств, и сформировалось мнение, что они хоть и не дьявольское отродье, но лишь немногим лучше. Поэтому еще в начале 1990 года мечта Ричарда Лорда о басе, о басе везде и всюду, казалась несбыточной. К счастью, в жизнь внезапно ворвался домашний кинотеатр, нуждающийся в океанах баса, и место сабвуферов REL в истории было определено.

Формула REL проста, но убийственно эффективна. Каждый сабвуфер имеет большой басовый динамик, тяжелый, "крепко сбитый" корпус и усилитель мощности MOSFET. способный принимать сигнал либо с соответствующего линейного выхода усилителя, либо непосредственно с "колоночных" выходов. Регуляторов у сабвуфера совсем немного - они управляют лишь громкостью, частотой среза и фазой. Про последний можно смело забыть после первичной установки. Имеются также четыре "каблучка", препятствующие шатанию аппарата, что бы ни стояло на нем сверху. - так что сабвуфер с виду больше похож на импровизированный столик, чем на часть AV-системы. Формула остается неизменной на всех уровнях REL-иерархии: просто каждая "вышестоящая" модель больше по размеру, мощнее и качественнее.

В большинстве сабвуферов других компаний опущен, по крайней мере. один из элементов формулы REL и часто это сделано в попытке удержать в узде розничную цену. Такой подход неизбежно ведет к снижению качества и превращает продукт в очередную посредственность. Отказываясь от подобных компромиссов, REL обеспечивает своему семейству все большую и большую популярность.

И наконец, не следует забывать, что REL пользуется таким успехом в России, поскольку реальную конкуренцию ее продукции могут составить главным образом американские аппараты, а путешествие столь солидной персоны, как сабвуфер, через океан обходится недешево. Между тем, в США выпускается много очень классных сабов (фирмами Miller&Kriesel, Bag End. Muse и другими), и если бы не транспортные расходы, мы бы рекомендовали их вам более настойчиво.

Вячеслав САВВОВ
Салон AV


Адрес администрации сайта:

НЕ НАШЕЛ, ЧТО ИСКАЛ? ПОГУГЛИ:

Сабвуфер представляет собой акустическую систему, преобразующую звуковые волны низких частот. Локализация низких частот очень плохая, так как человек с трудом может определить откуда исходит звук. По этой причине для любой аудиосистемы достаточно одного сабвуфера, который необходимо установить в правильном месте.

Установить компактное устройство можно где-нибудь под столом, отчего его функциональность нисколько не пострадает. Правда, при возникновении стоячих волн, образующихся в небольшом пространстве, именно от размещения сабвуфера зависит насколько эффективно с ними можно справиться.

Прослушивание большинства музыкальных композиций не требует приобретения сабвуфера, так как в них не присутствуют басы. Оборудование подойдет тем, кто:

  • любит слушать тяжелую музыку, вроде рока;
  • просматривает блокбастеры с мощными спецэффектами.

Именно в этих случаях сабвуфер способен показать себя во всей красе за счет придания объема звуку и специфического резонанса.

Виды сабвуферов

Все низкочастотные системы условно разделяют на две группы по отношению к наличию усилителя:

  • активные;
  • пассивные.

В первых уже встроен усилитель мощности, который помогает стыковать отличающиеся параметры у сабвуфера и источника звука. Вторые не оснащены усилителем, поэтому требуют внешнего подключения оборудования. Конечно, можно обойтись и без усилителя, но в таком случае сабвуфер будет выдавать искаженные звуковые волны, часто выраженные неприятным хрипом.

В профессиональной среде считается, что именно пассивный сабвуфер способен передать более глубокое звучание низких волн, придающее специфическую окраску. Но для достижения подобного эффекта потребуется настройка оборудования, что не каждому удается в полной мере. Для простых обывателей лучше отдать предпочтение активному сабвуферу, так как его можно напрямую подсоединить к источнику звука.

Виды конструкции сабвуферов

Выделяют несколько видов сабвуферов, отличающихся своей конструкцией. Так, например, в рупорном устройстве, используемом на концертах, рупор свернут. В закрытых ящиках нет дополнительного излучателя, а низкочастотный динамик встроен в одну из стенок герметичного корпуса.

Фазоинвертор представляет собой цилиндрическую вентиляционную трубку, встроенную в корпус. Это позволяет излучать звук от задней части диффузора. При наличии этого компонента можно значительно повысить КПД сабвуфера, что сопровождается расширением спектра воспроизводимых низких частот.

Пассивный излучатель имеет схожее назначение, что и фазоинвертор, только в корпус вместо трубки устанавливается дополнительный диффузор без звуковой катушки и магнитной системы. Варьируя параметры диффузора, можно изменять нижнюю границу воспроизводимых частот.

Бэндпасс представляет собой ящик с фазоинвертором, разделенный по середине стенкой. Динамик в таком сабвуфере вставляется в перегородку между двумя камерами, за счет чего можно ограничивать частоту. КПД такого устройства выше, чем у простых ящиков с фазоинвертором. Существует три вида бэндпассов:

  • четвертой категории (две камеры со встроенным фазоинвертором в верхней);
  • шестой категории типа А (две камеры и два фазоинвертора, каждый из них в своей камере);
  • шестой категории типа Б (две камеры и два фазоинвертора, при этом верхний является общим для обеих камер).

Четвертьволновой резонатор представляет собой тоннель с определенными сечением и длиной. Отдача такой конструкции выше на 40%, чем у фазоинверторных, и до 300%, чем у закрытых ящиков.

Как выбрать сабвуфер?

При покупке сабвуфера следует учесть несколько факторов:

  • цена на устройство;
  • площадь помещения, в котором будет установлено устройство;
  • предполагаемое место установки;
  • звуковые пристрастия;
  • диапазон выдаваемых частот;
  • предельное давление звука;
  • сочетаемость с другими элементами системы.

Хорошими считаются сабвуферы, цена на которые начинается от 10000 рублей. При покупке устройства можно получить отличные верхние и средние низкочастотные диапазоны, но установить оборудование эффективно в помещении, не превышающем 20 кв.м.

Сабы со стоимостью более 20000 рублей предназначены для обширных площадей. Им обдают предпочтение настоящие ценители аудио. При выборе следует ориентироваться на мощность системы, так как чем она выше, тем лучше будет передаваться звук. Правда, не стоит приобретать в небольшую комнату сабвуфер с мощностью до 1кВт.

Что касается диапазона частот, то лучше отдать предпочтение устройствам, чья нижняя граница начинается хотя бы с 60 Гц. Здесь работает правило: чем ниже граница частоты, тем более качественные басы можно получить. Гнаться за верхней границей не стоит, так как любые колонки и без того озвучивают диапазон от 350 до 2000 Гц. Стоит помнить, что чем более ограничен звуковой диапазон у сабвуфера, тем более качественно он будет его передавать.

При установке сабвуфера в помещении стоит выбрать место у длинной стенки вдали от угла. Звуковое давление должно быть от 100 дБ, при этом с ростом показателя усиливается и мощность выдаваемых звуков. Еще одним параметром является наличие регуляторов, встроенных в сабвуфер. К числу необходимых можно отнести Уровень (Level), Частоту среза (Frequence) и Фазу (Phase).

Подключение сабвуфера

Любая низкочастотная акустическая система подключается либо по низко-, либо по высокоамплитудным входам. При подключении по высокоамплитудным входам, необходимо соединить устройство с усилителем или ресивером на разъемы для второй пары колонок (в случае если усилитель имеет такую возможность).

При использовании высокоамплитудных выходов допускается следующая процедура подключения: сигнал передается на сабвуфер от выходов на фронтальную пару ресивера, в результате чего высокие частоты автоматически отсекаются и перенаправляются на передние колонки. Правда, усилитель сабвуфера в таком случае не выполняет своей функции. Вышеописанные способы очень редки и прибегают к ним лишь тогда, когда нет возможности провести подключение через низкоамплитудные входы или если используется пассивный сабвуфер.

Для подсоединения к низкоамплитудным входам используются разъемы RCA, на которых стоит пометка Sub out или Pre-out, что означает одно и тоже. В том случае, если у ресивера или усилителя только один вход, подсоединение возможно к левому разъему входа с надписью Mono или пометкой L. Второй сабвуфер подключается исключительно через низкоамплитудные выходы.

Таким образом, при желании добавить в акустическую систему низких частот, придающих объемности, необходимо добавить в нее сабвуфер. Одного устройства вполне достаточно, так как человек не способен различать, откуда исходит звук с низкой частотой. Правда, многое зависит от того, какая конструкция у сабвуфера и какими параметрами он обладает. Чтобы все было подсоединено правильно, рекомендуется заранее ознакомиться с инструкцией по применению, что значительно упростит процесс настройки и не повлияет на качество передаваемого сигнала.

Время от времени в наше поле зрения попадают сабвуферы полосно-пропускающего типа. Иначе - бандпассы…

Чаще всего, надо заметить, в форме готовых изделий. Намного реже - как элемент системы, построенной по индивидуальному проекту. Основы (совсем основы) теории и практики такого типа оформления были у нас опубликованы давно, лет, не соврать, 15 тому. Есть мнение (у автора), что надо бы кое-что в этом вопросе уточнить, а то, глядишь, и напомнить, не забыв и про «вновь открывшиеся обстоятельства…»

1. Сравнительно узкий частотный диапазон.

2. Повышенная сложность изготовления и настройки.

Плюсов нам видится больше.

1. Наличие внутреннего фильтра НЧ.

2. Способность к воспроизведению низкого баса.

3. Акустическое усиление.

4. Защищённость динамика от внешних воздействий.

Первый минус и первый плюс - две стороны одной медали, которые подтверждают известную мудрость о том, что каждая вещь хороша на своём месте. То есть на роль широкополосного басового излучателя (в трёхполосной акустике, скажем) бандпасс малопригоден, тогда как в позиции субвуфера будет очень к месту. Второй недостаток явился фактором, в значительной мере ограничившим распространение полосно-пропускающих оформлений. Притом проблема даже не в изготовлении, в конце концов, отличие ПП от ФИ заключается лишь в присутствии дополнительной внутренней стенки. Сложность в том, что в процессе тонкой настройки одну из стенок, вероятно, придётся перемещать, меняя «передний» объём. В единичном производстве это, действительно, неудобно, но при подготовке серии (хоть бы и небольшой) - в чём проблема?

Теперь о плюсах. Как можно представить, наличие естественного фильтра НЧ обусловило определённую популярность бандпассов в прошлом, когда пассивные фильтры считались естественным способом разделения частотных полос. Пассивный фильтр НЧ, настроенный на типичную для сабвуферов частоту, предусматривает использование крупных и недешёвых катушек. По мере перехода к специализированным басовым усилителям и активным фильтрам этот фактор стал несущественным. Однако если учесть, что в нашей отрасли большинство действительно музыкальных усилителей оснащаются фильтрами второго порядка, присутствие дополнительного (акустического) фильтра НЧ будет очень кстати.

Способность к воспроизведению низкого баса - вещь хорошая, но не для нас. Скажем, сабвуфер для домашнего театра в ЗЯ сможет отыграть бас от 50 Гц, в оформлении с ФИ - от 32, а в ПП оформлении - от 25, а если пожертвовать равномерностью АЧХ, можно снизить частотную границу и до 20 Гц. Однако в нашей отрасли проблем с низким басом как будто и нет, сабвуфер в ЗЯ играет (в теории) от 0 Гц. У нас есть другие проблемы - с равномерностью среднего баса, поскольку переход от свободного поля к компрессионному режиму приходится на 55 - 70 Гц (частота -3 дБ подъёма). Все сабвуферы с ФИ дают подъём, начиная с этой частоты и вниз, ЗЯ, настроенный точно на переходную частоту, даст прямолинейную характеристику, но, естественно, без какого-то подъёма. При всех иных настройках ЗЯ даст либо подъём в области среднего баса 70 - 50 Гц, либо, того хуже, спад на тех же частотах.

Так вот, бандпасс четвёртого порядка (далее речь только о нём, будем избегать лишних сложностей) может дать подъём именно там, где надо, вблизи верхней границы его рабочей полосы, и в условиях салона сохранить привлекательную форму частотной характеристики. Думается, одного этого уже достаточно, чтобы присмотреться к нему повнимательнее. Ну и последний из перечисленных выше плюсов тоже кое-чего стоит.

Итак, начинаем присматриваться. Берём некий безымянный динамик, нас его характеристики до поры не интересуют. Строим пока что характеристики в свободном поле, так нагляднее. Посмотрим, как меняется частотная характеристика в зависимости от величины «заднего» (то есть закрытого) объёма.

Рис. 1. Изменение характеристик в зависимости от величины закрытого объёма

Рис. 2. Изменение характеристик в зависимости от величины переднего объёма

Рис. 3. Изменение характеристик в зависимости от массы воздуха внутри порта

Рис. 4. Изменение характеристик в зависимости от ширины полосы

Как видим, даже при изменении объёма более чем втрое (на 10 дБ) ширина полосы меняется незначительно. Однако по мере уменьшения объёма подъём на характеристике смещается на нижнюю границу полосы пропускания. А нам этого не надо. Поэтому ориентир будет простым, первый объём должен соответствовать ЗЯ с добротностью Баттерворта или немного ниже, скажем, от 0,62 до 0,72 (зелёная кривая на графике). Чтобы избежать объёмистых ящиков, мы должны сразу ориентироваться на головки с добротностью хотя бы на 25% ниже этого показателя, то есть не выше 0,47 - 0,5.

Теперь обратите внимание: все кривые проходят через некоторую точку. Это - частота резонанса порта и переднего объёма, мы её будем называть центральной частотой. В данном случае это 38 Гц, такой выбор типичен для домашнего сабвуфера, в нашей сфере центральную частоту надо выбирать существенно выше.

От величины второго (переднего) объёма больше всего зависит верхняя частотная граница.

Уменьшая этот объём, мы продлеваем частотный диапазон вверх, одновременно получая подъём на характеристике. Форма высокочастотной части характеристики обусловлена резонансом фазоинвертора с совместной упругостью, обусловленной жёсткостью подвеса, упругостью воздуха заднего и упругостью воздуха переднего объёма. Подъём на 3 дБ (оранжевая кривая) получается, когда частота верхнего резонанса на октаву выше центральной частоты. Масса воздуха внутри порта влияет на нижнюю частотную границу и одновременно на форму характеристики.

Характеристика в этой области обусловлена резонансом объединённой массы воздуха внутри порта и диффузора с совместной упругостью подвеса и заднего объёма. По счастью, нам большая масса не нужна, достаточно отодвинуть нижний резонанс на 1/3 октавы от центральной частоты (коричневая кривая). Для понимания характера бандбасса полезно будет посмотреть, как будет меняться форма характеристики, если мы будем сохранять настройку порта, но одновременно менять и массу воздуха внутри него, и объём передней камеры.

Графики показаны в идеализированной форме, которая получается без учёта утечек (а равно и нежёсткости) корпуса. Если это учитывать, центральная часть графиков никогда не достигнет уровня 0 дБ. Однако в имеющейся на сегодня теории потери не учитываются.

Теперь переходим к практике. Выберём две головки из теста №2 за этот год. Их параметры отвечают критерию Qts <0,5. Как показало моделирование, чтобы избежать провала характеристики на суббасовых частотах, надо, чтобы частота резонанса головки в ЗЯ (заднем объёме) была не выше 50 Гц. Потому добавляем ещё один критерий: Fs <35 Гц. Вот что мы выбрали:

Головка №1. Fs = 31,6 Гц; Vas = 29,3 л; Qts = 0,480.

Головка №2. Fs = 33,4 Гц; Vas = 22,0 л; Qts = 0,454.

Для расчёта ПП оформления четвёртого порядка можно воспользоваться многими из готовых программ: не все они дают ожидаемые результаты, но старенькая JBL Speakershop (она же Bass Box) в данном случае даёт довольно корректные. Если, как уже было сказано, сбросить со счетов возможные утечки корпуса. Но для осмысленных расчётов желательно иметь некоторые отправные точки. К примеру, для первой головки предварительно подсчитать объём ЗЯ, в котором достигается баттервортовская (или немного ниже) добротность. Для Баттерворта получаем 24,7 л. Если после установки в такой ящик головки мы измерим характеристику импеданса, то она будет выглядеть примерно как на рис. 5:

Рис. 5. Характеристика импеданса головки №1 в ЗЯ

Теперь надо определить передний объём. Хорошей отправной точкой будет 1/3 от заднего, в данном случае это 8,2 л. В результате моделирования уточнённая величина переднего объёма 8,06 л, что почти то же самое. В ходе расчёта получаем характеристику в свободном поле такую, как показана на рис. 6. На графике отмечено примерное положение частоты резонанса порта.

Рис. 6. Характеристика ПП сабвуфера в свободном поле

Впрочем, нас гораздо больше интересуют характеристики сабвуфера в условиях автомобильного салона. Если на предыдущий график наложить стандартную передаточную функцию «АвтоЗвука» (она во всей полноте была опубликована в №8/2000), то получим картину, запечатлённую на рис. 7.

Рис. 7. Характеристика ПП сабвуфера в типовом салоне. Головка №1, граничная частота 100 Гц

Как видим, максимальный разброс амплитуды во всём рабочем диапазоне от инфразвука до 95 Гц менее 2 дБ. Похожую характеристику можно получить с помощью ЗЯ, но на стороне бандпасса ещё и постоянное акустическое усиление 3 дБ плюс поверху эффективная крутизна спада 18 дБ/окт.

Для полноты картины можно посмотреть на рис. 8 характеристику импеданса. Частота настройки порта 64,3 Гц, нижний резонанс настроен на октаву ниже, верхний - примерно на 2/3 октавы выше.

Рис. 8. Характеристика импеданса ПП сабвуфера. Головка №1, граничная частота 100 Гц

Что произойдёт, если мы при изготовлении ошибёмся с объёмом переднего ящика? Скажем, на 10% (рис. 9)?

Рис. 9. Расстройка объёма переднего ящика на ±10%

Особенно страшного - ничего. На 5% меняется верхняя частотная граница, однако форма частотной характеристики радикально не меняется. А вот сильно ошибаться в реализации массы воздуха внутри порта не рекомендуется, последствия - на рис. 10.

Рис. 10. Расстройка массы порта на ±10%

Отклонение массы воздуха внутри порта на 10% в каждую сторону (то есть изменение на 5% частоты настройки) приводит к отклонению частотной характеристики на 1 дБ в ту или другую сторону.

С головкой №2 достигается хотя и не совсем идентичный, но сходный набор характеристик. Первый объём в данном случае мы настраиваем на добротность 0,66, для этого понадобится ящик (часть ящика) объёмом 21 л. Частота резонанса в таком ЗЯ была бы равна 48,8 Гц. Передний объём в результате моделирования выбрали равным 7,3 л. Расчётная частотная характеристика показана на рис. 11.

Рис. 11. Характеристика ПП сабвуфера в типовом салоне. Головка №2, граничная частота 100 Гц

Неравномерность во всём диапазоне не более 2 дБ, верхняя граничная частота около 95 Гц. Крутизна спада - те же 18 дБ/окт. Если теперь обратиться к характеристике импеданса (рис. 12а), то нетрудно будет увидеть, что характерные частоты здесь почти такие же, как в случае с головкой №1.


Рис. 12. Характеристики импеданса ПП сабвуфера. Головка №2: a) граничная частота 100 Гц; б) граничная частота 80 Гц

Если нам понадобится работать в более узкой полосе, то настройки изменятся предсказуемым образом (рис. 12б). Чтобы получить верхнюю частотную границу 80 Гц вместо 100 Гц, нам надо будет понизить примерно на 10% центральную частоту и частоту верхнего резонанса. При этом частотная характеристика приобретает вид как на рис. 13.

Рис. 13. Характеристика ПП сабвуфера в типовом салоне. Головка №2, граничная частота 80 Гц

Неравномерность повысилась до 3 дБ, хотя в отличие от ФИ, которые имеют обыкновение делать акцент на нижнем басе, у ПП оформления спад начинается около 30 Гц, где, по сути, информативный бас кончается. Правда, для того, чтобы сузить полосу поверху, величину переднего объёма пришлось повысить почти до 10 л. Как ни парадоксально, но полосно-пропускающее оформление в наших условиях лучше работает в более широкой полосе.

Осталось добавить совсем немного. Что бандпасс при всей его кажущейся «технократичности» излучает, как закрытый ящик, а потому переходные характеристики у него интереснее, чем у ФИ. По этой же причине басы у него (правильно настроенного) получаются более собранными, что для SQ-инсталляций немаловажно. Наконец, по полному объёму бандпасс проигрывает фазику не так уж и много, можно сказать, что величина проигрыша равна величине переднего объёма. Такова плата за равномерное акустическое усиление, иными словами - за повышенный КПД.

Из истории бандпасса

Чтобы не создавалось впечатления, что бандпассы придумали «вот только что», две иллюстрации с датами. Первая - патент США, выданный на имя мужчины с дворянской французской фамилией д’Альтон. Он придумал бандпасс как узкополосный излучатель, рассчитывая из множества таких, настроенных на разные частоты, собирать на манер церковного органа широкополосные акустические системы большой эффективности.

Идея диковатая и, как показала история, малополезная, но и устройство, и, насколько можно судить по сиротливому графику, характеристики дворянин понимал, в принципе, верно.

Двадцать лет спустя, когда динамик (то есть электродинамический громкоговоритель прямого излучения) окончательно вытеснил иные средства звукоизлучения, появился другой патент. В нём уже открытым текстом говорится, что это - способ расширения полосы частот вниз с помощью отдельного, относительно узкополосного акустического агрегата. То есть ровно то, что мы сегодня называем словом «сабвуфер».

Более того, в разъяснениях Генри Ланга уже фигурируют кривые звукового давления, очень похожие на те, что рассмотрены в сегодняшней публикации. «Процесс пошёл» именно с этого момента.

Просмотров