Схема вентилятора охлаждения ваз 2110 инжектор 16. Схема подключения вентилятора охлаждения ваз. Порядок действий. Пошаговая инструкция

Многие владельцы отечественной «десятки» сетуют на то, что у них не работает вентилятор охлаждения ВАЗ 2110. Проблема достаточно распространенная, но для ее устранения вовсе не обязательно прибегать к помощи специалистов, платить огромные деньги мастерам автосервисов за поиск и устранение причины неполадки.

Все это вполне можно сделать своими руками. Сегодня мы расскажем, как именно это делается.

Конструкция

В состав системы охлаждения входит множество компонентов. Среди интересующих нас сегодня, которые могут вызвать неполадки вентилятора радиатора, отметим:

  • Электрический вентилятор. Данный агрегат включается в работу, когда температура охлаждающей жидкости достигает отметки в 100-105 градусов по Цельсию;
  • Датчик включения вентилятора. Он настроен срабатывать именно в диапазоне указанных температур. Располагается датчик на входном патрубке блока цилиндров (маркировка с завода датчика — LS0112);
  • Предохранитель с маркировкой F7. Он находится в монтажном блоке;
  • Реле вентилятор. Этот агрегат вы найдете уже в салоне, под правой панелью передней консоли.

Если на вашем ВАЗ 2110 не работает вентилятор радиатора, причину неисправности следует искать как раз в указанных выше элементах системы. Хотя может иметь место одна ситуация, при которой электрическая схема не имеет никакого отношения к неисправности.

Предохранительный клапан

Зная физику, вы согласитесь, что при нормальном атмосферном давлении, вода, которая входит в состав антифриза, закипает при температуре 100 градусов по Цельсию.

Если предохранитель вентилятора охлаждения ВАЗ 2110, то есть клапан, расположенный на крышке бачка расширения, окажется неисправным, а внутри него будет атмосферное давление, жидкость охлаждения закипит, но вентилятор включиться в работу не сможет даже при исправной электрической схеме. Все потому, что датчик включения вентилятора на инжекторном ВАЗ 2110 имеет температуру включения более 100 градусов по Цельсию.

Чтобы устранить данную проблему, следует заменить крышку расширительного бака. Новый элемент должен поддерживать давление внутри системы выше атмосферного, что позволит сработать законам физики, температуре кипения подняться до 105 градусов по Цельсию и тем самым включить в работу лопасти агрегата.

Неисправности электрической схемы

Если с крышкой бачка все хорошо, проблем с давлением не возникает, тогда причины неисправности охлаждения радиатора следует искать в его электрической схеме.

  1. Поиски начинаются с проверки работоспособности предохранителя с маркировкой F7 . Для этого вам предстоит добраться до монтажного блока. Проверьте качество контактов, наличие следов окисления. Если здесь все хорошо, двигаемся дальше. Если же контакты нарушены, просто зачистите их, либо просто поменяйте предохранитель. Это небольшие финансовые затраты.
  2. Следующим местом проверки будет датчик включения вентилятора ВАЗ 2110. Вам не обязательно ехать на специализированную станцию технического обслуживания, чтобы проверить эффективность работы датчика. Делается это в гаражных условиях:
    1. Прогрейте двигатель своего автомобиля до отметки выше 100 градусов по Цельсию;
    2. Заглушите мотор, после чего опять запустите двигатель в работу;
    3. Поднимите капот и уберите клемму с датчика вентилятора ВАЗ 2110;
    4. Если после снятия элемента вентилятор начал крутиться, тогда агрегат работает исправно, а вот с датчиком возникли проблемы;
    5. Когда на ВАЗ 2110 не включается вентилятор системы охлаждения после отключения клеммы, ситуация обстоит наоборот — вентилятор не работает, а датчик в исправном состоянии.
  3. Электродвигатель. Не исключено, что вентилятор радиатора перестал работать именно из-за неисправного электродвигателя. Если все предыдущие манипуляции не дали результата, придется снимать электромотор. Он может иметь несколько характерных поломок:
    1. Износились щетки коллектора;
    2. Щетки коллектора зависли;
    3. Произошло короткое замыкание на обмотке якоря (это можно определить по характерному неприятному запаху).
  4. Реле. Может просто отказала кнопка включения вентилятора радиатора охлаждения на вашем ВАЗ 2110. В такой ситуации:
    1. Снимается обшивка с правой стороны консоли внутри салона путем откручивания двух саморезов;
    2. Под панелью располагается три реле;
    3. Искомое нами реле обычно находится с краю в ряду по отношению к передней части машины;
    4. Чтобы не рисковать, вооружитесь руководством по эксплуатации и проверьте проводки, которые идут к нашему реле включения;
    5. Для устранения неполадки установите новое, функционирующее и исправное реле хорошего качества.

Постоянно работающий вентилятор

В некоторых ситуациях вентилятор охлаждения может работать без перерыва, вне зависимости от того, холодный двигатель или горячий. В таком случае могут быть различные причины, соответствующие способы проверки неисправности, а также пути решения поломки.

Причины Диагностика Как устранить проблему
Обрыв в датчике температуры охлаждающей жидкости или его цепях Горит лампа «Check еngine». Датчик и цепи нужно проверить омметром Заменить датчик
Не размыкаются контакты реле включения электровентилятора Проверить мультимером Заменить реле
Неисправен блок управления системы впрыска или его цепи (ЭБУ) Проверить блок на специализированном автосервисе Заменить прошивку ЭБУ или сам блок
(Карбюратор) Не размыкаются контакты термовыключателя радиатора Отключиь клеммы от выводов термовыключателя. После этого электровентилятор перестанет работать Заменить термовыключатель

Увы, иногда даже после столь тщательных и детальных проверок вентилятор системы охлаждения на ВАЗ 2110 все равно не включается. В данном случае автовладельцу не остается ничего другого, кроме как обратиться на станцию технического обслуживания.

Проверенные и надежные автосервисы смогут провести полноценную компьютерную диагностику системы охлаждения, определить причины неработающего вентилятора охлаждения. Проблема может оказаться намного глобальнее, чем перегоревший предохранитель.

Не бойтесь обращаться к специалистам, даже если вы считаете себя опытным автомехаником, который всегда решал проблемы своего автомобиля самостоятельно. Современное оборудование, профессиональный подход, компьютеризация автосервисов — все это позволяет за короткий срок определить причины неисправностей, на что по вашему дедовскому методу ушло бы несколько дней. У автосервисов тоже есть свои плюсы.

Внимание! Все электрические схемы предоставляются «Как есть». Мы не несем никакой ответственности за любой возможный ущерб, связанный с их использованием и применением. Применение нижеприведенных электрических схем вы осуществляете на свой страх и риск! Большая часть схем является теоретической разработкой и на практике не опробована!

Наличие нескольких каналов управления по температуре дает довольно широкие возможности для конструирования системы охлаждения.

Так как установка вентилятора на Газель не является стандартной процедурой — возможно множество вариантов ее реализации. Поэтому если у вас возникнет потребность в каком-либо другом, не описанном ниже, варианте — пишите мне на почту [email protected] — помогу разработать ваш собственный вариант подключения, учитывающий наличие у вас конкретных запчастей и пожелания по функциональности. Схема этого варианта будет добавлена на эту страничку.

Так же присылайте отзывы по работе установленных и испытанных схем охлаждения — они будут опубликованы на для облегчения выбора и для избежания ошибок теми, кто идет за нами.

  • Присоединяйте силовые провода к АКБ проводами с сечением не меньше чем у проводов вентиляторов.
  • Предохранители силовых проводов размещайте как можно ближе к точке присоединения к АКБ.
  • Реле удобно разместить на боковой поверхности кузова за правой фарой, ближе к АКБ.
  • Если минусовой провод является общим для обоих вентиляторов — его сечение должно быть не менее суммы сечений минусовых проводов обоих вентиляторов.
  • Для соединения проводов используйте клеммы и обжимные медные трубки, тщательно изолируйте соединения проводов.
  • Закрепите жгут проводов пластиковыми хомутами к кузову или существующим жгутам во избежание перетирания изоляции об острые кромки при вибрации.
  • Дополнительные контакты типа «Лира» в разъем ЭБУ для выводов 25 и 33 можно извлечь из большинства разъемов проводки ГАЗ — разъемов форсунок, датчиков скорости, фазы, ДПКВ, ДПДЗ, РХХ, температуры, детонации..) Очень сложно — но можно.

Схема 1. Один основной вентилятор.

Простейшая схема для подключения. В этом случае температура включения вентилятора определяется лягушкой или ЭБУ с 33 или 25 контакта. Вентилятор является основным и работает только на полную мощность.

Если вы установили на радиатор два вентилятора — то можно добавить аналогичную схему для обслуживания второго вентилятора, взяв сигнал управления со свободного вывода (лягушка, 33 или 25 контакт ЭБУ).

Этим будет обеспечена повышенная надежность системы охлаждения (при выходе из строя одного вентилятора другой оставшийся справится с охлаждением), а так же возможность включения вентиляторов при разных температурах (например с лягушки Вентилятор1 включается при 88 градусах, а с 33 контакта ЭБУ Вентилятор2 включается при 92 градусах). При одновременной работе двух вентиляторов будет двойная эффективность охлаждения — можно на Дакар ехать и смело буксовать.

Вариант 2. Последовательное подключение двух вентиляторов.

Так же простая схема на одном реле. В предыдущую схему последовательно первому добавляется еще один вентилятор. Именно такой вариант подключения на моей Газели. Вентиляторы включаются оба одновременно на пониженной скорости и вращаются примерно в 3-4 раза медленней чем обычный вентилятор (зависит от добавочного вентилятора — чем меньше его мощность, тем медленнее будут вращаться оба вентилятора).

Данная схема испытана на протяжении всего лета 2015 — при вращении двух вентиляторов на малой скорости проблем с перегревом не возникло ни разу. Правда замечу, что в жаркую погоду они вообще не выключались.

Несомненным плюсом включения вентиляторов на малой скорости является малый скачок тока в цепи при пуске, а так же в 2 и более раз меньшее потребление тока при работе, что не приводит к перегреву и выходу из строя моторов вентиляторов. Низкий уровень шума тоже радует.

Два 8-лопастных вентилятора от ВАЗ — на мой взгляд лучший выбор для этой схемы. Почти уверен — при вращении на половине скорости (именно так они будут вращаться при подключении последовательно) для нормального охлаждения Газели их будет более чем достаточно.

Вариант 3. Двухскоростной вентилятор.

В этом случае используется схема с двумя последовательно включенными вентиляторами, которая обеспечивает плавное включение и охлаждение в мягком режиме с возможностью включения мощного режима. Первый уровень включения управляется реле 1 с контакта 33 ЭБУ. При необходимости включить систему охлаждения в мощном режиме на дополнительное реле 2 подается сигнал включения с контакта 25 ЭБУ (Управление реле кондиционера).

При этом основной вентилятор 2 из медленного вращения перейдет в быстрое вращение, а дополнительный вентилятор 1 перестанет вращаться.

При использовании двух аналогичных вентиляторов эта схема выигрыша по эффективности охлаждения не дает.

Правильней в этой схеме применить в качестве дополнительного вентилятор менее мощный, чем основной. Так же хороший результат даст применение вместо дополнительного вентилятора подходящего резистора (например типа резистора печки). Мощность можно оценить по сопротивлению обмотки вентилятора. Выбирайте дополнительный вентилятор или дополнительный резистор с сопротивлением 2-3 Ома на ток 5-7 Ампер.

В результате мы получаем плавный пуск вентилятора в режиме мягкого охлаждения на 30-50 процентах скорости вращения, а при необходимости будет включаться максимально мощный режим без резкого скачка тока в момент пуска, так как основной вентилятор уже вращается.

Данный вариант мной не опробован, но при удобном случае именно его я его поставлю на свою машину.

Для включения управляющих выводов 25 и 33 возможно будет необходимо перепрограммировать ЭБУ. О подготовке ЭБУ

Чтобы ДВС автомобиля бесперебойно работал в устойчивом, тепловом режиме, должна быть отлажена исправная работа системы охлаждения. Если в работе указанной системы наблюдаются перебои, то это приводит к перегреву двигателя, в результате чего выходит из строя прокладка ГБЦ и детали ЦПГ.

Система охлаждения автомобиля состоит из:

  • радиатора,
  • рубашки охлаждения БЦ,
  • термостата,
  • соединительных патрубков и шлангов.
  • центробежного насоса,
  • вентилятора

Самая важная деталь в радиаторе – это его вентилятор. Его функция – принудительно охлаждать, в определенное время, жидкость в радиаторе. Если вентилятор не включается, то охлаждения нет, и страдает вся система. Разберемся с источниками сбоев в работе вентилятора, в автомобиле ВАЗ 2110.

Детали вентилятора – это каркас, крыльчатка и электрический привод.

Ниже смотрите видео «Не включается вентилятор ВАЗ 2110».

Механизм включения вентилятора охлаждения в автомобиле с карбюратором

В карбюраторах, механизм принудительного обдува включается, благодаря срабатыванию датчика, который находится на корпусе радиатора. В моделях ВАЗ 2110, датчик настроен на достижение максимальной температуры антифриза 107оС. По достижении этого порога, датчик включения вентилятора срабатывает, и сигнал от него поступает на реле вентилятора – происходит замыкание электрической цепи, и запускается электродвигатель.

Механизм включения вентилятора охлаждения в автомобиле с инжектором

В ВАЗ 2110 с инжекторным двигателем, замыкание цепи происходит, благодаря датчику температуры (он находится на патрубке термостата). По достижении указанного порога нагрева ОЖ, сигнал от этого датчика идет сначала на контроллер, а последний, в свою очередь, передает импульс на реле – после этого, запускается электродвигатель.

Если не работает вентилятор, то причины неполадки могут крыться в неисправности какого-то элемента системы охлаждения. Разберемся, как проверить на исправность систему охлаждения ВАЗ 2110.

Термостат

Функция термостата в системе охлаждения заключается в направлении потока ОЖ, по большому кругу или малому кругу. Если двигатель еще холодный, то клапан термостата не пропускает антифриз (или тосол) в радиатор охлаждения. Таким образом, прогрев двигателя происходит быстрее.

Когда ОЖ нагревается, то клапан термостата пропускает ее в радиатор, чтобы она охладилась. Если клапан термостата застопорило, то антифриз будет все время циркулировать по малому кругу – он не достигнет датчика температуры (в инжекторных двигателях) или датчика включения вентилятора (в карбюраторных двигателях). В конце концов, антифриз даже закипит, а датчики так и не сработают.

Привод вентилятора

Не включается вентилятор, иногда по причине выхода из строя его привода. Проверить привод достаточно просто, достаточно отсоединить вентилятор, от электрической цепи машины, и подсоединить его напрямую к АКБ. Если при этом, вентилятор не начал работать, то причина неисправности заключалась в приводе. Если же привод заработал, то причина неисправности вентилятора заключается в другом элементе.

Предохранитель

Если привод вентилятора ВАЗ-2110 – в порядке, то нужно убедиться в том, что предохранитель (F-7) не перегорел. Проверка делается мультиметром, перегоревший предохранитель заменяют новым.

Проверка датчика включения вентилятора (в карбюраторных двигателях) делается следующим образом:

Включите зажигание и замкните, друг с другом, провода, идущие к этому датчику. Если вентилятор, при этом, заработал – значит, неисправность в датчике. Если не заработал – значит, датчик здесь ни при чем. Ищем дальше.

Проверка датчика температуры (в инжекторных двигателях) делается следующим образом:

Заведите двигатель, когда он прогреется до рабочей температуры, отсоедините датчик от ЭБУ. ЭБУ посчитает это сбоем в охладительной системе, и включит вентилятор в аварийном режиме. Если вентилятор заработал – значит, датчик температуры сломался.

Реле вентилятора

Сложнее всего диагностировать неисправность реле вентилятора. В ВАЗ 2110 оно располагается в центральной консоли, в дополнительном, монтажном отсеке. Чтобы добраться до реле, нужно демонтировать крышку консоли. Под крышкой вы увидите три реле. Реле вентилятора охлаждения – это устройство, с левого края. Проверить его исправность можно только подстановкой, вместо него – другого, исправного реле.

Заменили реле, затем прогрейте двигатель, как водится, до рабочей температуры. Если реле не сработало (не последовало щелчка), тогда проверьте проводку.

Крышка расширительного бачка

Иногда не включается вентилятор, и по причине нарушения целостности крышки бачка. Если клапан крышки бачка не исправен, то в бачке не нагнетается давление, которое в системе должно быть выше атмосферного. Если давление не достигает этого уровня, то антифриз начинает кипеть уже при 100 градусах, вместо 107 по Цельсию. Соответственно, датчик не сработает, ведь он ждет достижения 107 градусов.

Проверить крышку бачка можно лишь «на глаз», визуально. В условиях собственного гаража, сделать точное заключение о ее состоянии, вряд ли получится.

Проводка

Если не работает вентилятор охлаждения, то это может быть, из-за банального нарушения целостности проводки. Проводку проверяем тестером. Следует найти и заменить оборванный провод. Как только целостность проводки будет восстановлена – вентилятор охлаждения вновь начнет работать. Как это делается, смотрите в видео ниже.

Видео: Не включается вентилятор ВАЗ 2110, причины неисправности

Если видео не показывает, обновите страницу или

Для обеспечения безопасного и стабильного теплового режима двигателя внутреннего сгорания требуется четкая работа системы охлаждения. Малейший сбой приведет к перегреву мотора, что чревато прогоранием прокладки головки БЦ или выходом из строя элементов поршневой группы.

Вентилятор радиатора - один из ключевых узлов системы охлаждения автомобиля. Его роль заключается в своевременном принудительном охлаждении жидкости в радиаторе. Проблемы с его включением - нередкое явление для наших машин.

В этой статье мы поговорим о возможных причинах, по которым не работает вентилятор охлаждения ВАЗ-2110, а также рассмотрим варианты их устранения. Но прежде давайте разберемся в его конструкции и принципе работы.

Что представляет собой вентилятор радиатора

Конструктивно вентилятор радиатора состоит из:

  • каркаса (рамы);
  • привода (электродвигателя);
  • крыльчатки.

Электродвигатель с крыльчаткой на валу установлен внутри прямоугольной металлической рамы, при помощи которой он крепится к тыльной стороне радиатора. При подаче напряжения (12 В) на контакты привода он начинает работать, вращая лопасти и создавая направленную струю воздуха, которая, собственно, и охлаждает тосол или антифриз.

Схема включения вентилятора в карбюраторных и инжекторных двигателях

Управление принудительным обдувом радиатора в карбюраторных и инжекторных двигателях ВАЗ-2110 существенно отличается. В первых за все отвечает расположенный на корпусе радиатора. Он настроен на определенную Обычно это 105-107 о С. При нагреве ОЖ до этой температуры датчик срабатывает, отправляя сигнал на реле вентилятора. Оно и замыкает электрическую цепь, приводя в действие электродвигатель.

Включение вентилятора охлаждения ВАЗ-2110 с инжекторным мотором происходит несколько иначе. В двигателях, оснащенных электронным блоком управления, датчика на радиаторе нет. Его место занял расположенный на патрубке термостата. При нагревании охлаждающей жидкости до температуры 105-107 о С он отправляет сигнал непосредственно на контроллер, который и принимает решение о включении вентилятора. Он передает электрический импульс на реле, которое и включает электропривод.

Возможные неисправности

Если не работает вентилятор охлаждения ВАЗ-2110, не спешите обращаться в автосервис. Установить причину неисправности можно и самостоятельно. Тем более что для этого совсем не обязательно иметь специальные навыки.

Вентилятор системы охлаждения может не включаться из-за:

  • неисправности электропривода;
  • неисправного термостата;
  • вышедшего из строя датчика включения вентилятора (температуры);
  • неисправного реле;
  • обрыва электропроводки;
  • неисправной пробки расширительного бачка.

Проверяем привод вентилятора

Частой причиной, по которой ВАЗ-2110, является неисправность его привода (электродвигателя). Это может быть износ щеток, обрыв или замыкание обмоток, отсутствие контакта в разъеме и т. д. Проверить привод несложно. Для этого достаточно отключить вентилятор от электроцепи автомобиля, и подсоединить его напрямую к аккумулятору. Если он не включился, проблема точно в нем, если же двигатель заработал, поиск неисправности нужно продолжить.

Проверка предохранителя

Если вентилятор охлаждения радиатора ВАЗ-2110 рабочий, следующим делом необходимо проверить предохранитель. Он находится в моторного отсека автомобиля и имеет обозначение F7 (20 А). Проверка производится с помощью автомобильного тестера (мультиметра), включенного в режиме пробника. Если тест подтвердил неработоспособность предохранителя, он подлежит замене.

Как проверить термостат

Функция термостата в двигателе внутреннего сгорания заключается в том, чтобы регулировать поток охлаждающей жидкости, направляя ее либо по малому, либо по большому кругу. Пока мотор холодный, его клапан перекрывает поток ОЖ в радиатор охлаждения. Это позволяет быстрее греть двигатель.

Когда охлаждающая жидкость нагревается, клапан термостата открывается, направляя ее в радиатор для охлаждения. Если клапан заклинивает, ОЖ постоянно двигается по малому кругу, не доходя ни до датчика включения вентилятора, ни до датчика температуры. В этом случае жидкость может даже закипеть, но датчики, будучи незадействованными в подобной схеме, не сработают.

Проверяют термостат путем определения температуры его патрубков на ощупь. При прогретом двигателе все они обязаны быть горячими. Если патрубок, идущий от термостата к радиатору охлаждения, холодный - запирающее устройство неисправно.

Как проверить датчик

Одной из самых распространенных причин, по которым не включается вентилятор охлаждения ВАЗ-2110, является нерабочий датчик его включения (для карбюраторных двигателей) или датчик температуры (для инжекторных). Рассмотрим способы их проверки для разных двигателей.

В автомобиле с карбюраторным мотором необходимо включить зажигание и замкнуть между собой два провода, идущие к датчику. Вентилятор должен включиться. Если этого не произошло, проблема точно не в датчике.

Для инжекторных авто необходимо прогреть мотор до рабочей температуры, и рассоединить разъем датчика, отключив его от бортовой сети машины. В этом случае контроллер обязан запустить вентилятор в аварийном режиме. Электронный блок воспринимает это как сбой в системе охлаждения, и заставляет работать привод вентилятора в постоянном режиме. Если привод запустился - датчик неисправен.

Проверка реле вентилятора охлаждения

Самым сложным этапом поиска неисправности вентилятора является определение работоспособности его реле. Установить его исправность в домашних условиях можно лишь относительно. Но надо еще и знать, где находится реле вентилятора охлаждения.

А располагается оно в дополнительном монтажном блоке центральной консоли. Слева внизу со стороны переднего пассажира есть пластиковая крышка, закрывающая консоль. Чтобы ее открыть, нужно открутить четыре самореза. Под крышкой расположены три реле. За включение вентилятора охлаждения отвечает крайнее левое. Проверить его можно, лишь установив на его место заведомо исправное устройство. После прогрева двигателя до температуры срабатывания датчика ждем характерного щелчка. Если реле вентилятора охлаждения не сработало, нужно проверять проводку.

Как проверить проводку

Самостоятельно найти обрыв проводника в электрической цепи автомобиля совсем несложно. Необходимо тестером проверить (прозвонить) все провода на указанных участках.

Для карбюраторных двигателей:

  • от датчика включения к вентилятору;
  • от вентилятора к монтажному блоку (предохранителю);
  • от монтажного блока к реле.

Для инжекторных двигателей:

  • от главного реле к реле включения вентилятора;
  • от реле включения к вентилятору и контроллеру;
  • от датчика температуры к контроллеру;
  • от вентилятора к монтажному блоку (предохранителю).

При выявлении обрыва проводки, ее необходимо восстановить, а также установить и устранить возможную причину разрыва цепи.

Крышка расширительного бачка

Последней причиной, по которой не работает вентилятор охлаждения ВАЗ-2110, может быть неисправность крышки расширительного бачка. Дело в том, что когда двигатель работает, в системе охлаждения создается давление выше атмосферного, благодаря чему вода, являющаяся частью ОЖ, не закипает при 100 о С. Поддерживать нужное давление призван клапан крышки расширительного бачка. Если он выйдет из строя, давление в системе сравняется с атмосферным. Это приведет к тому, что охлаждающая жидкость начнет закипать уже при 100 градусах. Датчик, рассчитанный на включение при большей температуре, естественно, не сработает.

Проверить работу крышки в домашних условиях вряд ли получится, поэтому если при визуальном осмотре у вас возникли сомнения в ее работоспособности, лучше сразу ее замените.

Все мы знаем, что при работе практически любого механизма выделяется определенное количество тепла. В бытовых условиях чаще всего подобное явление можно наблюдать при работе компьютера, и если его никак не охлаждать, то внутренние платы вместе с контактами просто сплавятся. Чтобы этого не случилось, конструкция компьютера предусматривает наличие специального вентилятора, предназначенного для охлаждения нагретых деталей. В автомобильном мире главным источником тепла транспортного средства выступает его двигатель, поэтому потребность в его охлаждении возникла практически одновременно с созданием указанного силового агрегата.

Изначально процесс эволюции охладительных систем машины шел двумя путями, из-за чего на выпускаемых транспортных средствах устанавливают системы охлаждения двух видов: воздушное и жидкостное (гибридное). Поскольку в обеих системах конечным носителем, призванным рассеивать отведенное от двигателя тепло, есть воздух, то в их конструкции используется один общий элемент – вентилятор. Данное устройство обеспечивает постоянный и равномерный отвод тепла в атмосферу, тем самым охлаждая внутренние элементы конструкции автомобильного двигателя.

1. Устройство и назначение вентилятора охлаждения двигателя

Вентилятор находится в центре некого кожуха, вместе с которым и устанавливается на . Кожух вентилятора формирует воздушный поток и не позволяет ему рассеиваться, из-за чего этот элемент можно считать одной из главных составляющих конструкции системы охлаждения. В процессе своей работы радиатор оказывает некоторое сопротивление воздушным потокам, и если на него просто направить вентилятор, то определенная часть воздуха отразится и обойдет устройство стороной, в результате чего никакого эффективного охлаждения не будет.

Как мы уже говорили, работающий двигатель – это мощный излучатель тепла, и чтобы избежать перегрева самого агрегата, это тепло следует обязательно отводить. Решение указанной задачи положено на различные охладительные системы.

Так, например, в жидкостной системе охлаждения мотора, в качестве главного рабочего элемента используется вода или антифриз. Циркуляция жидкости проходит в блоке цилиндров и в головке блоков, где она забирает тепло от двигателя, нагревая тем самым себя. Естественно, для успешного выполнения своих обязанностей, охлаждающей жидкости необходимо отдать полученное тепло, чтобы вновь выполнить ту же функцию. Здесь в игру вступает радиатор.

Расположение радиатора системы охлаждения автомобильного мотора позволяет ему при движении машины «ловить» потоки набегающего воздуха, что существенно ускоряет отдачу тепла, а значит, и жидкость быстрее охлаждается. Однако автомобиль не может все время находиться в движении, поэтому в пробках или при длительных стоянках, когда транспортное средство не двигается, но его двигатель продолжает работать, тепло от радиатора отводится намного хуже, что нередко вызывает перегрев мотора со всеми вытекающими последствиями. Такой результат можно получить и вследствии движения транспортного средства на малых скоростях, особенно в жаркий летний день.

Вентилятор, расположенный перед радиатором, предотвращает подобные ситуации и обеспечивает двигателю нужное охлаждение. Он включается при длительном простое автомобиля с работающим двигателем, когда в охладительной системе температура становится критической. Вентилятор разгоняет тепло, пропуская необходимый поток воздуха через радиатор, благодаря чему тепло отводится в атмосферу.

Несмотря на всю важность такого устройства, оно обладает достаточно простой конструкцией и обычно состоит из трех основных элементов: крыльчатки (как правило, имеет четыре лопасти, но их может быть и больше), кожуха и привода вентилятора .

Привод вентилятора, который как раз и обеспечивает его вращение, может быть трех видов (на одной машине, конечно, устанавливается только один из них): механический, гидромеханический или электрический.

Наиболее простым вариантом является механический привод вентилятора, в котором вращение передается от посредством ременной передачи. Но в данном случае вентилятор вращается всегда, когда работает мотор, что в отдельных ситуациях (например, при запуске холодного двигателя) вызывает крайне негативные последствия. Поэтому на выпускаемых сегодня автомобилях такой способ охлаждения уже не применяется.

Более совершенным считается гидромеханический привод, который использует для работы гидравлическую или вязкостную муфту. В гидравлическом варианте этого элемента крутящий момент передается или отключается от коленвала за счет изменения количества смазочной жидкости. В вязкостной муфте с этой целью применяется силиконовая жидкость, а ее вязкость зависит от температурных показателей, изменение которых дает команду включить или отключить привод вентилятора. На сегодняшний день оба вида не нашли массового распространения, из-за чего встретить их можно нечасто.

Самым совершенным, и в то же время, сравнительно несложным видом привода вентилятора является электропривод , который приводит вентилятор в движение с помощью простого электрического двигателя, подключенного к бортсети автомобиля. Благодаря электромеханической (используется на старых моделях машин) и электронной (применяется на новых) системе управления, вентилятор, оборудованный электроприводом, способен включаться и выключаться при изменении температурных показателей охлаждающей жидкости. Также он может вращаться с разными скоростями при разных рабочих режимах силового агрегата автомобиля.

В наше время вентиляторы, оборудованные электрическим типом привода, получили наиболее широкое применение, и вряд ли такое положение вещей изменится в ближайшем будущем.

2. Установка и подключение вентилятора

Учитывая, что автомобили оборудуются вентиляторами в штатном режиме, повторная установка может понадобиться только в ходе проведения ремонтных работ, то есть после замены сломанных частей старой детали или же при монтаже нового устройства. Кроме того, некоторые автолюбители устанавливают дополнительный вентилятор, который, по их мнению, сможет помочь более качественно решить проблему охлаждения двигателя.

Рассмотрим вариант установки вентилятора с электрическим приводом в ситуации полной замены детали. Итак, для того чтобы произвести монтаж нового устройства, сначала придется демонтировать старое. Для этого возьмите подходящий торцовый ключ и снизу немного ослабьте болты крепления электровентилятора. Затем, используя все тот же ключ, открутите болты крепления трубки радиатора, которая связывает его с системой кондиционирования (если, конечно, такова предусмотрена конструкцией автомобиля) и сместите ее в сторону.

Дальше, открутив верхние и нижние (уже ослабленные) болты крепления старого вентилятора, наклоните его немного назад и извлеките деталь из моторного отсека. Теперь нужно отсоединить колодку проводного жгута от кожуха вентилятора. Для этого просто выньте проводной жгут из фиксаторов, размещенных на кожухе. Удерживая крыльчатку от прокручивания (можно использовать любой удобный способ), открутите торцевым ключом гайку ее крепления к электродвигателю, после чего, освободив его от связи с кожухом, просто снимите.

Монтаж новой детали выполняется в обратной последовательности, причем чаще всего электровентилятор меняют в сборе с новым кожухом. Обратите внимание! Устанавливая крыльчатку на ось электродвигателя, нужно совместить проточку, находящуюся на оси электромотора с выступом, размещенным на ступице крыльчатки.

Подключение вентилятора можно выполнить несколькими способами: например, через замок зажигания или через датчик температуры охлаждающей жидкости. В этих случаях он должен включаться при включении зажигания и при температуре тосола выше 90оС, а выключение происходит либо из-за снижения температуры указанной жидкости, либо при выключении зажигания. Также, параллельно температурному датчику, некоторые автовладельцы рекомендуют установить дополнительный выключатель (тумблер), с помощью которого можно активировать вентилятор по желанию водителя. При поломке температурного датчика такое дополнение поможет без проблем добраться до места ремонта, а в жару предоставит возможность охлаждения двигателя в условиях вынужденных простоев с работающим мотором.

3. Доработка схемы включения электродвигателя вентилятора

Многие ответственные автолюбители могут часами пропадать в гараже, пытаясь не только устранить появившиеся проблемы, но и предупредить возникновение новых неисправностей путем различных усовершенствований и доработок. Основная цель доработки схемы включения электрического вентилятора – это получить возможность принудительного включения и последующей стабильной работы вентилятора, вне зависимости от положения ключа в или температуры жидкости охлаждения.

Выполнить указанную задачу можно несколькими способами. Приведем пример некоторых из них. Первый способ – наиболее идеологически правильный и наименее затратный. В этом случае, для принудительного включения вентилятора охлаждения двигателя достаточно замкнуть на корпус один из контактов черного ящика, а при активации вентилятора радиатора, «плюс» должен появиться на другом контакте ЧЯ.

Выключатель можно разместить в любом удобном месте, например, вместо омывателя фар или выключателей подогрева передних сидений.

Второй способ – уже более трудоемкий и затратный, но при этом намного красивее и изящнее первого. Для его реализации, на начальном этапе необходимо будет снять накладку комбинации приборов, а новое реле включения вентилятора, имеющее специальный кронштейн для крепления устройства, можно разместить в салоне или в моторном отсеке, но в салоне, наверное, будет немного удобнее. Провести провода в салон – не проблема, и для выполнения задачи можно использовать резиновую заглушку корректора фар. На роль светового индикатора включения вентилятора отлично подойдет контрольная лампа "CHECK ENGINE" КП , а защитить контакты датчика включения от электродвижущей силы (ЭДС) поможет впаянный между ними диод.

Чтобы цепи электродвигателя и обмотки его реле были защищены предохранителем, в черном ящике между контактами устанавливают перемычку, материалом изготовления для которой могут послужить, к примеру, две клеммы «папы» и кусок толстого медного провода. По завершению работы все контакты следует обработать специальной смазкой.

Кроме того, выполняя такую доработку, нелишним будет прочистить и смазать моторчик вентилятора, а если еще и заменить стандартную крыльчатку с четырьмя лопастями на деталь с восемью лопастями, то проходящий через радиатор поток воздуха существенно увеличится, а значит, и качество охлаждения должно повыситься.

Мы вкратце описали лишь два варианта доработки схемы включения электрического вентилятора радиатора, но это далеко не окончательная цифра, ведь все зависит от фантазии автовладельца и возможностей его транспортного средства.

Просмотров