Схема электрооборудования теплохода проекта 376. Ярославец (тип судов). в моторную яхту "Фаворит"

Прокладывание коммуникаций под водой, розыск затонувших катеров, спасательные операции в реках, озерах и водохранилищах, расследования криминалистов - в этих областях может пригодиться помощь квалифицированных водолазов. Водолазные работы, осуществляемые на речных и озерных просторах России, требуют не только отваги и героизма от ныряльщиков. Здесь важно наличие необходимого оборудования и экипировки. Работы под водой не могут проводиться без хорошей подготовки. Перед их началом необходимо проверить техническую исправность судна, которое будет транспортировать водолазов к месту проведения операций. Как правило, для подводных работ на реках и водоемах глубиной до сорока пяти метров применяется "Ярославец" - катер проекта 376. Данный тип судов сконструирован специально для нужд Военно-Морского Флота России.

История возникновения судна

Российский катер "Ярославец" (проект 376) появился в пятидесятых годах двадцатого века. Для нужд военно-морского флота и народного хозяйства требовался проект буксирного судна, которое использовалось бы для водолазных и таможенных работ. Именно поэтому в 1948 году был утвержден проект катера, получивший номер 376 и шифр "Север". Предполагалось его использование флотом и некоторыми сферами народного хозяйства. При проектировании судна было выдвинуто обязательно условие: катера российского производства должны иметь все необходимые характеристики для транспортировки судов по железной дороге.

В 1953 году благодаря которому серия и получила свое полуофициальное название, выпустил на воду головной катер проекта 376. Суда сразу запустили в производство большой серией. А уже через два года были изменены некоторые данные проекта, позволившие улучшить эксплуатационные характеристики судна и модернизировать технологию его производства. Появился новый "Ярославец" - катер проекта 376У. После внесенных изменений данный стал активно использоваться не только военными, но и гражданскими министерствами и ведомствами, а также для поставок за рубеж. Вторым предприятием, где начали производство катеров, стал Сосновский судостроительный завод (Кировская область).

Внешние характеристики

"Ярославец" - катер, представляющий собой теплоход с одним винтом, с седловатой палубой, ходовой рубкой с надстройкой, с капом над машинным отделением и кормовым трюмным отсеком. Корпус судна, как правило, выполняется цельным поперечным швом. Катер оснащен шестью водонепроницаемыми переборками, на днище судна установлены три топливные цистерны.

Не имеет значения, проектировался рейдовый катер, пограничный, таможенный или пассажирский, внешние характеристики судна любого типа таковы: длина катера составляет около двадцати одного метра, ширина достигает четырех. Высота борта - 2,1 метра. Судно может вместить до двенадцати человек. В свободном ходу скорость теплохода может достигать десяти узлов.

Технические характеристики

Известно, что катера российского производства серии "Ярославец" спроектированы таким образом, чтобы их эксплуатация позволила снизить время транспортировки водолазов или груза к месту назначения и обеспечить бесперебойную работу в водоемах, реках или озерах. Рейдовый катер или катер буксирный построен таким образом, чтобы легко выполнялись водные маневры на мелководье, а также в мелкой ледяной поверхности. Кроме того, предусмотрена перевозка судна по железной дороге, поэтому габариты катера рассчитаны с учетом выполнения данного условия. Для выполнения операций в водоемах, где есть мелкий битый лед, в конструкции катера предусмотрен ледовой кингстон. Водоизмещение катера - 46,9 т, осадка средняя с грузом - без груза - 0,97 м, скорость свободного хода - 10,5, автономность - 5 суток.

Осуществление ремонта

Ремонт судна может осуществляться самостоятельно. Однако такой ремонт может производиться экипажем судна или его владельцем только в тех случаях, когда повреждения катера будут незначительными. К примеру, необходимо произвести замену штатной обшивки, чтобы избежать протечки катера.

В остальных же случаях судно транспортируется на судостроительный завод, где проводится полная покраска корпуса, приводится в порядок электрика, проверяются механизмы люков и иллюминаторов. Катер доставляется к месту ремонтных работ на железнодорожном транспорте. Здесь мастерами судопроизводства производится капитальный ремонт, после чего судно возвращается владельцу.

Корпус судна

В качестве усиления конструкции катера установлены мощные полособульбы, которые используются как основа для деревянных или металлических поперечных ребер корпуса судна и поперечных балок для дополнительной жесткости конструкции. Вдоль всего корпуса судна крепится привальной брус. Брусья выполняются из металла или дерева. Трубы могут быть гнутые или полукруглые, с продольным ребром (характеристика для металлического привального бруса).

Также в судостроительстве используются металлические уголки, пластины и полосы для изготовления дополнительных Каркас катера обшивается металлическими листами, которые припаиваются друг к другу сварными швами шириной от четырех до десяти миллиметров. Обычным явлением для речного судна является появление в ходе самостоятельного ремонта нештатных листов. Однако это не отражается на его дальнейшей эксплуатации.

Корма и нос катера дополнительно укрепляются штевнями для усиления конструкции и балансировки судна на водной поверхности. На некоторых моделях катеров "Ярославец" устанавливаются буксирные дуги, которые позволяют предотвратить разрушения буксирного троса при соответствующих маневрах. Буксирные дуги устанавливаются в том случае, когда результатом судостроительства становится буксирный катер.

Руль судна

На катере в процессе стройки устанавливается балансирный руль обтекаемой формы. Изготавливается он, как правило, полым, из листового металла. Механизм управляет перьями руля, которые задействованы при поворотных маневрах. Это своего рода весла для катера. У проекта 376 было только одно перо руля. Однако в процессе модернизации судна появилось еще одно.

Перо руля представляет собой металлический лист с ребрами. Он крепится к катеру шестью болтами на фланец круглой или прямоугольной формы. В данном проекте перо руля не имеет нижней опоры, что нередко приводит к потере пера во время работы судна. На верхней палубе для составляющей части рулевого механизма установлены одна или две пробки. Это своего рода винтовые заглушки отверстий, в которые вставляется румпель. Составная часть рулевого механизма, таким образом, будет функционировать и в том случае, если порвутся тросы, передающие усилия к румпелю от штурвала и потом непосредственно к рулю. При возникновении подобной ситуации судном можно управлять вручную.

Ходовая рубка

В процессе строительства катера к его каркасу надстраиваются ходовая рубка и кап. На заднюю стенку крепится гак - стальной крюк, прикрепленный к тросам и цепям. Служит для подъема шлюпок, грузов и буксировки других судов. Там же крепится съемный или скоб-трап, ведущий к ходовому мостику машинного отделения. Для "Ярославца" характерны съемные ходовые рубки, позволяющие транспортировать речной буксирный катер по железной дороге. Однако во всех модификациях катера проекта 376 капы машинного отделения несъемные. Демонтироваться будет только один из листов капа. Причем его характеристики в зависимости от модификаций будут отличаться. Для катеров проекта 376 используется плоский лист металла с ребрами жесткости, в то время как для проекта 376У применяются профилированные листы без сварных скреплений.

На ходовую рубку по левому борту устанавливаются три двери и прямоугольное окно. Средняя дверь герметично запаивается, в дальнейшем напрямую ведет к радиорубке. Первая дверь от кормы ведет в гальюн и является брызгозащитной.

Справа установлены две двери, прямоугольное окно и два круглых иллюминатора. Двери имеют различные конструкции. Со временем запоры на дверях эволюционировали, изменились технологические характеристики дверных петель.

Иллюминаторы и люки судна

Модель "Ярославец" - катер, который оснащен шестью иллюминаторами по левому борту судна. По правому борту катера предусмотрены только четыре иллюминатора. Самые близкие к корме иногда завариваются, так как они могут находиться слишком близко к поверхности воды. Это, как правило, происходит при переоборудовании катера, когда планируется закладка балласта, увеличивающего осадку речного судна.

Конструкция катера предусматривает наличие палубных люков, ведущих во внутренние помещения катера. В ходе модернизации катера в целом совершенствовались и эксплуатационные характеристики люков и дверей.

Области применения судна

Катер "Ярославец" может служить и для военных целей, и для некоторых сельскохозяйственных предприятий, которые транспортируют продукцию за границу по реке. «Ярославец», как правило, не предназначен для личного использования, однако существует немало как физических, так и юридических лиц, владеющих им.

На сегодняшний день судно применяется в большей степени как буксирный катер. С его помощью буксируются несамоходные и малые речные суда. Помимо этого "Ярославец" используется и как пассажирский катер. Он может вместить в трюмах до двенадцати человек.

Активно применяется судно как рейдовый катер. Он доставляет ныряльщиков к месту проведения подводной операции. На борту постоянно хранится и экипировка для проведения подводных работ.

В трюмах судна можно перевозить за рубеж до пятнадцати тонн груза. Также экипаж охраняет границу речных просторов и борется с браконьерством, поэтому "Ярославец" используется и как пограничный катер.

Стоимость речного судна

В 50-х годах прошлого века катер ярославского судостроительного завода выпускался в речные воды и применялся для нужд военно-морского флота, а также некоторых отраслей сельского хозяйства. Однако на сегодняшний день новые катера проекта 376 больше не выпускаются на воду. Кроме того, в настоящий момент, как мы уже упоминали, большая часть исправных речных судов принадлежат частным лицам.

Российский катер, цена которого может варьироваться в зависимости от года выпуска судна на воду, а также от количества ремонтов, несложно найти в свободной продаже. В связи с тем что данный тип судов все реже строится на сегодняшний день, купить можно только катера, которые уже были в употреблении ранее.

Покупка может обойтись в сумму от миллиона рублей. При этом важно внимательно осмотреть катер, цена которого может показаться баснословной. Ведь любому покупателю важно за короткий срок получить дивиденды от покупки, не затрачивая дополнительных средств на ремонт судна.

Заключение

«Ярославец» является одним из самых доступных катеров, и купить его можно почти в каждом городе России. Даже сейчас он является одним из самых удобных и полезных речных судов благодаря своим превосходным техническим характеристикам.

Ярославец - название серии служебно-вспомогательных катеров.

К 1948 году, в конструкторском бюро МСП, был разработан и утвержден проект многоцелевого катера для нужд ВМФ и народного хозяйства. За основу был взят катер типа «Я» выпускавшийся в 1930-1940-х годах. Проект получил номер 376 и шифр «Север». В 1953 году на судостроительным заводе № 345 был спущен головной катер проекта. Катера проекта получили своё имя - «Ярославец» по названию предприятия. Вторым предприятием, где начали производство катеров стал «Сосновский судостроительный завод» № 640 в Кировской области. Малые серии катеров строились на заводе в Руссе Новгородского района и на Красноярском судоремонтно-судостроительном заводе , на заводе «Ленинская кузница »‎ и верфях в Варне в Болгарии.

Модификации катеров

По начальному проекту предусматривалась разработка трех модификаций катера: рабочего, таможенного и водолазного которые можно было бы транспортировать ж/д транспортом .

На базе проекта были разработаны следующие модификации :

  • Рейдовый катер, катер радиационной и химразведки, санитарный катер - 376;
  • Разъездной рабочий катер - Р376; Р376У; РН376У
  • Рейдовый рабочий катер модернизированный (буксирный катер) - РМ376;
  • Учебный катер - РМУ376;
  • Морской гидрографический промерный бот - Г376;
  • Большой гидрографический катер типа «ГПБ-511» - Г376У;
  • Рейдовый водолазный бот - РВ376, РВ376У
  • Рейдовый водолазный бот с декомпресионной камерой - РВК376;
  • Пассажирский катер и для нужд Народного хозяйства - РВН376У;
  • Водолазный катер модернизированный - РВМ376 (03766);
  • Рейдовый водолазный катер - РВМ376У;
  • Катер-тральщик контактных и неконтактных мин (рейдовый тральщик) - Т376;
  • Катерный тральщик образца 1957 года - Т376У
  • Катер-торпедолов - Л376M;
  • Катер-торпедолов образца 1962 года - Л376;
  • Катер-торпедолов образца 1954 года - ТЛ376;
  • Искатель донных мин и затонувших торпед - И376, И376У;
  • Артиллерийский катер (вооруженный рейдовый бот) - В376;
  • Большой сторожевой катер - РВ376, РВ376А;
  • Среднее таможенное судно - РВК376
  • Минометный катер - М376
  • ПСКА для Азовского моря - П376 (03765)

Модернизация

Дальнейшим развитием проекта является многоцелевой катер проекта 02220 «Ярославец-М». Катер разрабатывался как многоцелевой - патрульный, служебно-разъездной, прогулочный, для транспортировки различных грузов, буксировки малых судов, или катер обеспечения. Были улучшены комфорт и обитаемость катера, установлен дополнительный санузел и душ для команды. Головной катер (заводской номер 061) модернизированного проекта был спущен на воду на ОАО «Ярославский судостроительный завод» 25 июня 2015 года. Основные характеристики судна

Ярославец

«РК-516» (пр. Г376) в Южной бухте Севастополя
Проект
Страна
Годы постройки 1953 - 1992 гг
Годы в строю 1953 - н. в.
Основные характеристики
Длина 21 (наибольшая)
Ширина 3,98 м (по корпусу)
Осадка макс. 1,38 (пр.РВ376А)
Бронирование нет
Двигатели дизель 3Д6С
дизель 3Д6С1
Мощность 150 л. с.
Движитель 1 × ВФШ
Скорость хода 10, уз. (наибольшая: пр. РВ376)
Дальность плавания 860 миль (наибольшая: пр. Т376)
Автономность плавания 5 суток
Медиафайлы на Викискладе

Ярославец - название серии служебно-вспомогательных катеров.

К 1948 году, в конструкторском бюро МСП, был разработан и утвержден проект многоцелевого катера для нужд ВМФ и народного хозяйства. За основу был взят катер типа «Я» выпускавшийся в 1930-1940-х годах. Проект получил номер 376 и шифр «Север». В 1953 году на судостроительным заводе № 345 был спущен головной катер проекта. Катера проекта получили своё имя - «Ярославец» по названию предприятия. Вторым предприятием, где начали производство катеров стал «Сосновский судостроительный завод » № 640 в Кировской области. Малые серии катеров строились на заводе в Руссе Новгородского района и на Красноярском судоремонтно-судостроительном заводе , на заводе «Ленинская кузница » и верфях в Варне в Болгарии.

Модификации катеров

По начальному проекту предусматривалась разработка трех модификаций катера: рабочего, таможенного и водолазного которые можно было бы транспортировать ж/д транспортом .

На базе проекта были разработаны следующие модификации :

  • Рейдовый катер, катер радиационной и химразведки, санитарный катер - 376;
  • Разъездной рабочий катер - Р376; Р376У; РН376У
  • Рейдовый рабочий катер модернизированный (буксирный катер) - РМ376;
  • Учебный катер - РМУ376;
  • Морской гидрографический промерный бот - Г376;
  • Большой гидрографический катер типа «ГПБ-511» - Г376У;
  • Рейдовый водолазный бот - РВ376, РВ376У
  • Рейдовый водолазный бот с декомпрессионной камерой - РВК376;
  • Пассажирский катер и для нужд народного хозяйства - РВН376У;
  • Водолазный катер модернизированный - РВМ376 (03766);
  • Рейдовый водолазный катер - РВМ376У;
  • Катер-тральщик контактных и неконтактных мин (рейдовый тральщик) - Т376;
  • Катерный тральщик образца 1957 года - Т376У
  • Катер-торпедолов - Л376M;
  • Катер-торпедолов образца 1962 года - Л376;
  • Катер-торпедолов образца 1954 года - ТЛ376;
  • Искатель донных мин и затонувших торпед - И376, И376У;
  • Артиллерийский катер (вооруженный рейдовый бот) - В376;
  • Большой сторожевой катер - РВ376, РВ376А;
  • Среднее таможенное судно - РВК376
  • Минометный катер - М376
  • ПСКА для Азовского моря - П376 (03765)

Модернизация

Дальнейшим развитием проекта является многоцелевой катер проекта 02220 «Ярославец-М». Катер разрабатывался как многоцелевой - патрульный, служебно-разъездной, прогулочный, для транспортировки различных грузов, буксировки малых судов, или катер обеспечения. Были улучшены комфорт и обитаемость катера, установлен дополнительный санузел и душ для команды. Головной катер (заводской номер 061) модернизированного проекта был спущен на воду на ОАО «Ярославский судостроительный завод» 25 июня 2015 года. Основные характеристики судна :

  • Длина - 19,75 м,
  • Ширина - 3,98 м,
  • Осадка (средняя) - 1,2 м,
  • Водоизмещение (полное) - 40,0 тонн,
  • Пассажировместимость - 12 чел.,
  • Двигатель - ЯМЗ-238Р (150 л. с.)

Служба

Катера в различных модификациях были представлены во всех флотах СССР, позже России, где трудятся по настоящее время.

  • Дважды Краснознамённый Балтийский флот: РК-17, РК-170, РК-2052, БГК-719, РК-2066, РК-2067, РК-2069.
  • Краснознамённая Каспийская флотилия: БГК-160, РВК-887, ОК-08
  • Краснознамённый Тихоокеанский флот: РК-527, РК-964, РК-1153, РК-2036, РВК-2049,
  • Краснознамённый Северный флот: РК-1351, РК-2047.
  • Краснознамённый Черноморский флот: РК-25, РК-51, РК-516, РК-518, РК-621, РК-636, РК-708, РК-2064, РВК-156, РВК-438, РВК-617, РВК-659, РВК-860.

После раздела ВМФ СССР катера типа «Ярославец» продолжили службу в Армении, Белоруссии, Латвии (1 в администрации Рижского порта), Литве (1 гидрографический катер), Украине, Эстонии.

Трюм
Удлиняются носовая и кормовая оконечности корпуса. На месте носового грузового трюма (11-20 шп.) и носовой каюты (3-11 шп.) и частично машинного отделения (20-22 шп.) на платформе оборудуется салон для пассажиров (3-18 шп.) туалет, душ, сауна (18-22 шп.) с окнами из алюминиевого профиля. Водонепроницаемые переборки на 3, 11, 20 шпангоуте сохраняются до уровня платформы. Доступ в трюм через горловины в платформе. Кормовой грузовой трюм (28-35 шп.) переоборудуется в 2-х местную каюту. В корме (35-38 шп.) оборудуется кладовая, в переборке 35 шп. устанавливается водонепроницаемая дверь.

Главная палуба
Существующая надстройка демонтируется. Над сауной по ДП устанавливается рубка (16-22 шп.), с поднимаемым лобовым стеклом, вход в рубку по правому борту. По правому борту от рубки остается проход для выхода на нос судна, слева (20-22 шп. Л.Б.) находится тамбур входа в салон. Палуба перед рубкой используется в качестве солярия. Кап МО расширяется от борта до борта (22-28 шп.), для образования гладкой палубы и улучшения обитаемости МО. На 27-29 шп. Л.Б. оборудуется тамбур входа в кормовую каюту. По периметру судна устанавливается леерное ограждение, на 22-38 шп. металлический фальшборт с дверьми (30-32 шп.) и стойками для поддержания тента (25-28 и 35-38 шп.) по обоим бортам. По внутренней стенке стоек (25-28 шп.) в коробе проложены трубы газовыхлопа и кабельные трассы.

Тентовая палуба
На металлической тентовой палубе (18-37 шп.) устанавливается П-образная мачта. На 37-43 шп. монтируется тент на трубчатом каркасе.

Судовая энергетическая установка
Выхлопные газы от дизель-генератора и главного двигателя отводятся по трубам, при выходе на главную палубу трубы проложены в стальном коробе, проходящем по стойке фальшборта на тентовую палубу (26-27 шп. П.Б.).

Движительно-рулевой комплекс
Удлиняется тросиковая проводка системы ДУ и рулевого управления.

Электрооборудование
Генератор постоянного тока заменяется на генератор переменного тока ОС-52-ОМ4 напряжением 230В мощностью 8 кВт. Распределительный щит 110 В заменяется распределительным щитом 220 В. В сауне устанавливается электрокамин. На топе мачты устанавливаются антенны, ходовые огни и молниеотвод.

Радиооборудование
Радиооборудование находится в рубке, к существующему оборудованию добавляется главная УКВ радиотелефонная станция Кама РМ.

Механизмы и оборудование
Якорное устройство переносится с 3 на 1 шпангоут. Отопительный котел демонтируется. В кухонный гарнитур встраивается проточный водонагреватель и микроволновая печь. На лобовое окно рубки ставится стеклоочиститель.

Система водоснабжения, сточно-фановая, осушения
В МО (28 шп. П.Б.) устанавливается ручной насос НР-025/30 для подачи питьевой воды из существующей цистерны во вновь устанавливаемую расходную цистерну питьевой воды объемом 250 л., расположенную между главной палубой и полом рубки (22-23 шп.). Подогрев воды осуществляется проточным электроподогревателем мощностью 3 кВт. Горячая вода подводится к умывальнику в туалете, мойке на кухне и душевой кабине. В МО нефтесодержащие воды накапливаются под сланями, их выдача происходит через палубную втулку в приемное устройство очистной станции. Осушение в оконечных отсеках производится переносными эжекторами.

Система вентиляции
Вентиляция естественная. В глухих отсеках установлены вентиляционные гуськи. В МО приток воздуха осуществляется через вентиляционный короб выходящий на тентовую палубу (26-27 шп. П.Б.). Вытяжка из МО двумя дефлекторными головками (27-28 шп.).

Система пожаротушения
Концевые угловые клапаны переносятся, один к кормовой стенке рубки, другой на металлический тент. В МО устанавливается модуль газового пожаротушения 2М1-40А4 (УКМ1) ТУ25-09-044-07-98. В салоне, рубке, МО, каюте устанавливается по 1 огнетушителю.

Спасательные средства
Спасательный плот ПСВ-16, 6 спасательных кругов, из них 2 со спасательным линем и 1 со светящимся буйком, 15 спасательных жилетов.

Просмотров