Психология начинающего водителя: что нужно знать новичку. Как преодолеть страх вождения новичку? Психология автомобилиста

ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОГО ВОЖДЕНИЯ

(для начинающих водителей)

Кто такой «отличный водитель»?

Это подготовленный водитель, водитель без ДТП, культурный водитель, достойно выходящий из трудных ситуаций…

Отличный водитель – это водитель, умеющий действовать так, чтобы предвидеть и предотвращать возникновение особой (нештатной) ситуации на дороге.

Очень важно знать, как водить машину, уметь это делать. Но не менее важным является

Психологический настрой водителя:

  • психические установки (уступать дорогу -не уступать; пропускать - не пропускать; нарушать -не нарушать; оповещать других водителей об опасности - не оповещать; помогать в беде – не помогать и т.д.)
  • убеждения (я всегда прав или я тоже бываю не прав; я один умею правильно водить или мне надо быть осторожнее из-за небольшого опыта)
  • суждения (я спешу, поэтому могу нарушить ПДД, или я спешу, но нарушать не буду; я на роскошной иномарке и мне все должны уступать дорогу или все на дороге равны; меня подрезали и я отомщу…)

Это все составляет культуру водителя. Он никогда не выполнит запрещенных действий, даже если этого никто не видит, т.е. «Хочу, но нельзя – значит, не сделаю». У них есть внутренний контролер – совесть. Можете возразить: многие нарушают и ничего! Если кому-то удавалось 1,10, 100 раз нарушать правила ДД без последствий, то чувство безнаказанности, ложная уверенность в безопасном исходе. …. – первый шаг к трагедии!

Выбор правильной психологической установки поведения водителя – это одно из основных слагаемых обеспечения безопасности дорожного движения.

Не надо торопиться. Вполне естественно, что начинающему водителю очень сложно выполнять все элементы вождения быстро и четко, что зачастую вызывает негодование со стороны других участников дорожного движения. В такой ситуации, когда вам сигналят со всех сторон, нервы будут сдавать у каждого, но поддаваться нельзя. Вы должны абстрагироваться, отгородиться от внешних раздражителей и ни в коем случае не впадать в панику. Надо четко понимать, что в состоянии раздражения или нервозности внимание водителя очень сильно ослабевает, что в итоге может привести к серьезным неприятностям.

Итак, если другие участники дорожного движения показывают вам, что вы что-то делаете медленно или неправильно, то вначале спокойно оцените ситуацию вокруг автомобиля и без лишней спешки выполните маневр. Например, если водитель едущего за вами автомобиля спецслужб, милиции или скорой помощи требует срочно уступить дорогу, то не надо мгновенно "уворачиваться" – спокойно оцените обстановку и сделайте перестроение.

То же самое относится и к парковке автомобиля. Никогда не поддавайтесь на провокации со стороны других водителей, которые пытаются вас подгонять. Делайте все аккуратно и размеренно. Помните, что лучше совершить несколько медленных попыток припарковаться, чем поспешить и повредить свой, а еще хуже, чужой автомобиль.

Хорошее настроение и никаких сильных эмоций

Водить автомобиль в состоянии сильных эмоциональных переживаний , причем как отрицательных, так и сильных положительных, не рекомендуется ни опытным водителям, ни уж тем более новичкам. В таком состоянии утомление от вождения наступает быстрее обычного, внимание рассеяно, а это неизбежно приводит к ошибкам, порой очень грубым и досадным. Для начинающих водителей, которые и без того неуверенно ездят, этот факт может сыграть решающую роль.

Ездить только по правилам ПДД, не означает ездить безопасно. К сожалению, это факт! Все мы люди, а людям свойственно ошибаться, и это нормально. В современном мире водить автомобиль в условиях большого мегаполиса и не совершать ошибок практически невозможно, порой, даже очень серьезных. *Типичный пример, припаркованное крупногабаритное транспортное средство загораживает дорожные знаки, о существовании которых вы даже не подозреваете. *Другой пример, в обилии рекламы заметить дорожные знаки бывает непросто даже опытным водителям, особенно если знаки расположены где-то далеко справа, да еще и частично загорожены ветками деревьев, а вы едете по широкой дороге в левом ряду.

Обо всем этом надо помнить и стараться прогнозировать действия других участников дорожного движения в конкретной ситуации и принимать упреждающие меры. А это автоматически означает, что нельзя оставаться безучастным к трудностям, возникающим у других автомобилистов. Например, если вы видите, что другой водитель совершил ошибку и попал в ситуацию, при которой ему попросту некуда деваться, и существует реальная угроза ДТП, проявите мудрость и примите все меры по устранению опасности (например, притормозите, чтобы пропустить другое транспортное средство, или перестройтесь в соседний ряд, чтобы освободить другому транспортному средству место для маневра).

Знание правил ПДД является необходимым, но не достаточным условием для безопасного вождения. Помните, что для безопасного вождения понятие "ехать по главной" не означает не уступать другим. Вы не на соревнованиях, а вокруг вас нет соперников

Некоторые автомобилисты водят по принципу "моя дорога, не пропущу лихача", при этом специально ускоряются в момент перестроения другого транспортного средства и даже всячески сигнализируют ему. Возможно, такие автомобилисты воспринимают поведение других водителей как личное оскорбление, по крайней мере, со стороны это выглядит именно так. С психологической точки зрения такое поведение на дороге просто неприемлемо, так как это неизбежно ведет к всплеску эмоций (агрессия, раздражение) и, как следствие, ускоренному утомлению и потере внимания. В конце-концов это просто не безопасно, так как может произойти столкновение из-за непонимания водителей, неопытности, а в самых тяжелых случаях – "принципиальности".

Итак, не надо воспринимать других участников дорожного движения как соперников, вы не на соревнованиях! Ваша цель – спокойно доехать из пункта "А" в пункт "Б". Если кто-то начал перестраиваться перед вами, то пропустите его, ни в коем случае специально не препятствуйте.

Опыт и количество пройденных километров находятся в прямой зависимости. Психологи выделили несколько этапов поведения, через которые проходит водитель, прежде чем достигнет высокого уровня безопасной езды.

1-й этап: преодоление постоянного чувства опасности.

Этот этап длится первые дни, иногда недели и требует большого психического напряжения. У новичка преобладает новизна стоящих перед ним задач, для решения которых нет ни знаний, ни опыта. Поэтому он старается избегать критических и конфликтных ситуаций.

2-й этап: недооценка опасности.

В результате уклонений от критических обстоятельств на первом этапе, водителю не приходилось сталкиваться с грубыми формами поведения на дороге или попадать в ДТП. Это обстоятельство может ложно приниматься за собственное водительское "мастерство", выражающееся в рискованной манере управления автомобилем. Этап длится в течение 3,5-4 тыс. км пробега.

3-й этап: коррекция повышенного чувства безопасности.

Накопленный практический опыт вождения постепенно снижает чувство безопасности. Однако это чувство все еще остается обманчивым.

4-й этап: объективная оценка опасности.

Приобретенные навыки и опыт вождения помогают не забывать об опасностях на дороге.

5-й этап: снижение чувства безопасности.

Соответствует первым 3-4 годам вождения или 100 тыс. км пробега. Этот феномен психологи объясняют так. Высокий уровень профессионального умения водителей может привести к притуплению бдительности и потере осторожности. Статистика показывает, что самые тяжелые ДТП чаще происходят с опытными водителями. Это лишний раз свидетельствует о том, что на безопасность движения влияет не столько опыт вождения, сколько психологические особенности человека. Не исключено, что первоначальный восторг от самостоятельного управления автомобилем проходит, у вас вдруг исчезает желание ездить, портится настроение, вы клянетесь, что никогда больше не сядете за руль. Психологи называют это "пресыщением", и после появления такого ощущения нужно отдохнуть. Иногда начинающий водитель не пропускает вперед другую машину только потому, что боится сделать лишнее движение.

Не пытайтесь намеренно кого-либо блокировать, пусть все вокруг вас едут туда, куда им надо – это один из основных принципов безопасного вождения. Каждый водитель едет по своей "программе", и нельзя завидовать тем, кто едет проворнее и быстрее вас.

И еще, старайтесь выбирать такой ряд, скорость которого наиболее комфортна для вас. Надо четко понимать, что если вы будете ехать в левом ряду со скоростью меньшей, чем скорость потока, и тем самым притормаживать его, то это может восприниматься другими водителями как акт неуважения и даже вызвать агрессию (подрезание, обгон и резкое торможение и т.д.).

Для безопасного вождения садитесь за руль только в спокойном и уравновешенном состоянии, а при движении максимально концентрируйте свое внимание на дорожной обстановке. Не поддавайтесь на провокации других водителей, которые вас поторапливают, выполняйте все элементы вождения спокойно, не торопясь.

Относись ко всем так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Если в одном месте сконцентрировано два или более водителя, пренебрегающие этим правилом, жди беды!

Терпимое отношение к ошибкам других. Так поступая, мы убивает нескольких зайцев:

  1. Не развивается стресс из-за негативного отношения к поступку другого.
  2. Вы застрахованы от собственных ошибок в результате этого стресса
  3. Учимся правильно реагировать на ошибки окружающих в повседневной жизни.

Все люди ошибаются и мы тоже! Отсюда следующее правило: Совершили неблагородный поступок – найдите мужество извиниться! (махнули рукой, жест, улыбка)

Будьте снисходительны – пропустите спешащего. На его месте могли оказаться вы! Мы ведь не знаем причин его спешки, может у него произошло событие, он не хам. Когда то и вы можете оказаться на его месте. Будьте терпимее к другим, не проявляйте упрямство на дороге. (спешка одного + упрямство другого = трагедия)

«Водитель – хам» («Да пошел ты…») - он агрессивен и ненадежен.

«Пальцы веером» (все им что-то должны: уступить дорогу)

Как реагировать? Появляется внутренний дискомфорт, который может осесть надолго. Поблагодарите мысленно судьбу за предоставленную возможность закалить нервную систему. Постарайтесь не слишком эмоционально возбуждаться, т.к. стресс ухудшает контроль за дорожной обстановкой, нарушается переключаемость внимания, медленнее принимаются решения, увеличивается время реакции. Фраза: «Да я и сам не ангел!». Когда пришли в норму, продолжайте движение.

Находясь за рулем, водитель крайне редко отключается от мыслей по поводу житейских проблем. Вождение происходит при минимальном контроле сознания, т.е. руки сами управляют. Или плохое здоровье. Но если водитель неопытен, это опасно, отключитесь от проблем или снизьте скорость!

Иногда наваливаются текущие дела, создают неблагоприятный психоэмоциональный фон. Водитель бессознательно увеличивает скорость. Включаем сознание: что я делаю!?

Рекомендуем не вызывать раздражения окружающих, уверенно выполнять маневры, которые не сбивают с толку остальных. Помните, что управление автомобилем должно быть выразительным, то есть совершенно ясным для других участников движения.

Несколько слов о различиях между мужским и женским поведением на дорогах. Кроме природных различий, поведение тех и других обусловлено и социально-культурными факторами. Так, мальчики растут более самоуверенными, нацеленными на достижение успеха, у девочек, напротив, преобладает стремление избегать неудач. Основное различие можно определить так: женщины больше верят в законы, правила, а мужчины - в себя, в технику. Поэтому-то ошибки и несчастные случаи у мужчин чаще встречаются из-за переоценки собственных возможностей и чрезмерной самоуверенности. У женщин из-за недостаточной уверенности в себе, чрезмерной осторожности. Интересно, что агрессивность у мужчин с возрастом падает, а у женщин наоборот возрастает, что отрицательно влияет на безопасность движения.

Надо учиться снимать эмоциональное напряжение, применив некоторые несложные приемы саморегуляции:

  1. дыхательные (с медленными выдохами) - короткий, относительно глубокий вдох, задержать дыхание на 4 секунды и долгий выдох. Затем перерыв в 5 секунд и повторить.
  2. словесное внушение: «Я абсолютно спокоен, меня ничто не беспокоит»
  3. мысленное представление ситуации, где вам было приятно и вы не были возбуждены.
  4. массаж, успокаивающий нервную систему, необходимо воздействовать на активные точки:

На внутренней стороне подбородка - в центре - массируйте круговыми движениями. 9 раз в одну сторону и столько же – в другую.

На протяжении двух-трех минут разминайте, несколько растягивайте, сдавливаете на руках средние пальцы

5.Если приступ злобы мучает вас, представьте водителя, раздражающего вас, в другой ситуации, например на отдыхе. Проверьте, как изменится ваше отношение к нему.

Вопреки расхожему мнению, гендерная принадлежность человека в гораздо меньшей степени влияет на стиль вождения автомобиля, нежели его темперамент. Опираясь на теорию темперамента, разработанную столпами психофизиологии Эриха Фромма и Карла Леонгарда, знатоки человеческих душ соотнесли стиль вождения с особенностями строения нервной системы. О том, как характеризует человека его поведение за рулём, и какой тип КАСКО страхования поможет обезопасить участников дорожного движения мы сегодня и поговорим.

Через психологию к безопасному вождению

Темперамент является врождённой характеристикой индивида, не меняющийся когда он садиться за руль. Краткая характеристика четырёх основных типов темперамента, поможет не только предвосхитить опасности, ожидающие на дороге, но и подобрать соответствующий полис страхования КАСКО.

Сангвиник

Сангвиники чрезвычайно эмоциональны, энергичны и обладают колоссальной работоспособностью. Довольно быстро ориентируясь в незнакомой обстановке, они настоящие мастера ухода от аварийных ситуаций. Наверняка в вашем окружении найдётся человек, чья манера вождения может довести до инфаркта любого инструктора, который однако ни разу не попадал в аварию. Сангвиники стараются изо всех сил обойти проблемы и препятствия: остался без прав – пересел на скутер, нужна страховка – открыл калькулятор КАСКО. Будучи весьма активными по своей природе, они способны долгое время находиться за рулём. Однако именно излишняя динамичность способствует совершению ошибок на дороге.

Холерик

Если бы в правилах КАСКО было написано «обязательно к покупке для холериков», количество дорожно-транспортных происшествий существенно снизилось. Сильные и подвижные холерики по натуре своей очень неуравновешенны. Обладая высокой скоростью реакции и быстротой действий, они не всегда способны трезво оценить дорожную ситуацию. Любовь к высоким скоростям и повышенной динамике при вождении может приводить к ошибкам при торможении. Основная проблема на дороге – это соблюдение дистанции. В экстремальных ситуациях страстным холерикам не свойственно задумываться о последствиях, что может плачевно закончиться не только для водителей, но и для пассажиров.

Флегматик

Спокойные и уравновешенные даже в сложных ситуациях, флегматики не рискуют ради удовольствия. Им свойственно продумывать свои действия на несколько шагов вперед, ведь сама жизнь флегматика распланирована и подчинена порядку. Законодательную базу, правила КАСКО и дорожного движения он процитирует даже если его разбудить ночью. Для того чтобы переключиться с одной задачи на другую, флегматику понадобиться немало времени. Поэтому вождение в «бетонных джунглях» не приносит ему радости. А вот европейские ровные автобаны, с правильной разметкой и указателями «по ГОСТу» будто специально создавались для таких водителей.

Меланхолик

Обладающие неуверенным типом вождения, меланхолики часто теряются при наличии большого числа раздражителей. Когда загорается жёлтый сигнал светофора, они всё ещё не уверены - стоит ли нажать на газ или тормоз, что нередко провоцирует ДТП. В то же время предусмотрительные и осторожные меланхолики отличаются любознательностью. Прежде чем сесть за руль, они досконально выучат правила, при помощи КАСКО калькулятора найдут вариант страховки, который максимально обезопасит их на дороге и позволит чувствовать себя уверенней.

От темперамента человека зависят такие особенности, как сила эмоций, скорость восприятия, ритм и темп его деятельности, а также многое другое. Осознав свой психотип, вы сможете выделить сильные и слабые стороны, грамотно подойти к вопросу обучения, чтобы минимизировать опасность на дороге.


Секреты безаварийного вождения

Скажи мне, кто ты по темпераменту, и я скажу, как ты управляешь автомобилем. Именно так можно перефразировать известную пословицу. Недаром психологи считают, что темперамент нужно учитывать при выборе профессии. В зависимости от особенностей нервных процессов выделяют десятки разновидностей темперамента, но на практике чаще всего анализируются четыре его классических типа: холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический.

Очень важно знать, что водители с темпераментом холерика прекрасно чувствуют автомобиль в динамике, однако в трех из пяти случаев допускают ошибки при торможении и при выборе безопасной дистанции. И наоборот, водители с темпераментом флегматика испытывают трудности при необходимости двигаться в скоростном режиме, однако они редко подвергают себя и свой автомобиль неоправданному риску. Сангвинический темперамент характеризуется большой работоспособностью и энергией. Сангвинику подходит вождение, в котором есть разнообразие, оно постоянно ставит перед ним новые задачи, однако количество допускаемых им ошибок выше, чем у водителей с другим темпераментом. Меланхолик отличается повышенной чувствительностью к внешним раздражителям.

Как правило, водители с таким темпераментом педантично соблюдают правила дорожного движения, но испытывают очень большие трудности при движении в плотном городском потоке, а также в сложных погодных условиях, требующих повышенного внимания.

Научитесь управлять собой

Безопасность человека во многом зависит от настроения или, на языке психологов, психоэмоциональных факторов. Важно понять и оценить собственное настроение, состояние, отношение к окружающим, то есть определить «врагов безопасности» и научиться с ними справляться.. Чем меньше у такого водителя времени, чтобы добраться в назначенный срок из пункта А в пункт Б, тем крепче его «эпитеты». В ход идут и красноречивые жесты, подкрепляемые мигающим светом фар и нетерпеливыми гудками клаксона. Парадокс заключается в том, что даже обычно спокойные и уравновешенные люди во время езды могут «заразиться» вирусом агрессии.

Одна симпатичная женщина на тренинге у психолога призналась, что очень любит ездить на автомобиле, однако не в состоянии контролировать свою речь и поведение, замечая чужие ошибки в дорожном потоке. Для начала ей предложили воспользоваться психологическим приемом, связанным с подменой понятий. Каждый раз в критической ситуации вместо непристойности по адресу очередного объекта необходимо было произносить заранее выбранную фразу, несущую заряд положительных эмоций, например: «Я люблю тебя больше всех на свете!» Эффект превзошел все ожидания! Через несколько дней интонация стала доброжелательной, а через две недели было совершено удивительное открытие: оказывается, вежливость и тактичность не менее заразны, чем агрессия! Более того, эти прекрасные качества сводят агрессию на нет.

Как не пропустить главное

Первое, что необходимо предпринять, - оптимизировать процесс восприятия. Известно, что около 90% информации среднестатистический человек получает с помощью зрения, 6% - с помощью слуха, а оставшиеся 4% - с помощью обоняния и осязания. Откажитесь на первых порах от музыки и разговоров с пассажирами во время движения, а окно приоткройте, чтобы улавливать и распознавать шум проезжающих мимо машин, визг покрышек или сирены автомобилей спецслужб. Учитесь интуитивно распознавать на дороге машины, требующие к себе повышенного внимания. Это совсем не трудно, все дело в правильном подходе и наблюдательности.

Ведь каждый умеет с высокой степенью вероятности дать определенную характеристику любому встречному прохожему: по одежде, походке, выражению лица, поведению. Можно не только определить его социальный статус, но и спрогнозировать намерения относительно вас. Автомобиль - своего рода дополнительная внешняя оболочка водителя, его «верхняя одежда». Новые госномера, знак «туфелька» на заднем стекле, «шрамы» и вмятины на боках, броские, вызывающие наклейки, дерганая или неуверенная «походка» - все это исходные данные для ваших наблюдений.

Аварийноопасность представителей знаков Зодиака

Если верить результатам исследований австралийских социологов из страховой компании «Suncorp Metway», чаще всех попадают в аварии водители, рожденные под знаком Близнецов. Как правило, этих людей легко вывести из себя. За ними следуют Тельцы, страдающие невероятным упрямством и всегда уверенные в собственной правоте. А рожденные под знаком Рыб известны астрологам как люди рисковые и беззаботные, что сказывается на стиле их вождения. Классические образцы безопасного управления автомобилем демонстрируют Козероги.

Выработайте условный рефлекс

Человек с небольшим опытом вождения может эффективно улучшить свои действия в реальной дорожной обстановке, используя прием «условного рефлекса». Суть приема легко уяснить, применяя условный оператор ЕСЛИ (Событие 1), ТО (Действие), ИНАЧЕ (Событие 2). Представляя Событие 1, а также соответствующее этому событию Действие, можно научиться избегать многих неприятностей на дороге (Событие 2). Вероятно, водительский опыт, приобретенный за годы, и заключается в выработке таких условных рефлексов.

Страх вождения автомобиля встречается у многих новичков в первые несколько дней после того, как они сели за руль. И это считается нормой, так как сама новая ситуация может вызвать неприятные ощущения, связанные с возникающим страхом. Но в некоторых случаях у человека возникает автофобия, которая мешает даже за руль сесть, не говоря уже о том, чтобы ехать на машине. Такое явление уже не относится к нормальным эмоциональным реакциям, поэтому от него нужно избавляться.

Как и во всех психических и психологических проблемах, преодоление страха вождения автомобиля начинается с изучения причин его возникновения. Специалист с помощью определенных методик и сбора анамнеза изучает факторы, которые повлекли за собой возникновение автофобии (амаксофобии).

Нам уже сложно представить современный мир без автомобилей и другого транспорта. По статистике большее количество несостоявшихся водителей не смогли ими стать именно по психологическим причинам, и уже на второй план отходят социально-экономические факторы.

Побороть страх вождения автомобиля поможет рассмотрение причин этого явления:

Причины такого явления могут быть закопаны далеко в детстве, либо связаны с личностными характеристиками и болезнями человека. Неправильные действия инструктора, мужа или отца, обучающего будущего водителя, также могут действовать на его психику, приводя к полному ступору. Разобраться в конкретной причине и начать решать эту проблему можно с помощью специалиста.

Как проявляется амаксофобия?

В первые дни после начала обучения езде на автомобиле, психотравмирующей ситуации, долгого перерыва в вождении, возникает это явление у многих. Ощущения у большинства водителей приблизительно одинаковы. Страх вождения машины описывается следующим поведением водителя:

Может еще быть масса индивидуальных реакций организма, которые присущи каждому взятому в отдельности водителю.


Что делать с этим страхом?

Страх может формироваться на фоне чувства вины, если человек по несчастливой случайности стал виновником аварии или гибели близких людей. В этом случае каждое усаживание за руль будет сопровождаться возникновением проживания ситуации заново. Здесь без помощи психотерапевта или психолога не обойтись.

Вопрос о том, как побороть страх вождения авто, интересует многих начинающих и опытных водителей. Специалисты по психологии человека отмечают, что в некоторых случаях водитель может и сам себе помочь. Для этого нужно предпринять некоторые действия и прислушаться к советам психологов.

Помоги себе сам

Самостоятельно пересилить страх вождения автомобиля помогут такие советы:

Психотерапия при боязни вождения авто

Далеко не каждый водитель с продолжительным и выраженным страхом вождения машины приходит к психотерапевту или психологу. Это часто связано со стереотипами восприятия первой части названия профессии такого специалиста. Многие думают, что в состоянии справиться со свое проблемой самостоятельно, но время идет, а страх остается, и человек теряет годы на решение этой проблемы.

Помощь психотерапевта необходима для определения причины возникновения фобии, а также для преодоления этого состояния.

Используются разные методы и техники, рассмотрим основные из них.

Просмотров