Когда ждать от ребенка первых слов и как помочь ему научиться говорить? Этапы развития малыша Во сколько малыш может

Во сколько месяцев?

В среднем малыши начинают самостоятельно стоять на ногах к 8-месячному возрасту. Сначала это попытки вставать рядом с опорой на колени, затем ребенок начинает приподниматься на одну ножку и наконец, держась за опору, кроха уверенно встает на обе ножки.

Когда малыш отпускает руки, то сразу же опускается на ягодицы. Он продолжает «тренироваться» - встает и опять падает – достаточно долго. Иногда он сразу начинает пытаться ходить вдоль опоры.

Первое время крохе весьма трудно удерживать свое тело в вертикальном положении. Он прилагает много усилий, чтобы держать равновесие и оставаться на двух ножках, поэтому большинство попыток заканчивается падением на ягодицы. Но присмотревшись, вы заметите, как радостно малышу осваивать новый навык и как интересно ему смотреть на все вокруг, приняв вертикальное положение.

Мнение Е. Комаровского

Известный педиатр напоминает, что зачастую детки начинают стоять, придерживаясь за опору, в 7-9 месяцев, а без поддержки – в 9-12 месяцев. Некоторые полностью здоровые детки начинают стоять позже сверстников, например, если они очень спокойные или полненькие. Если врач говорит, что ребенок здоров, поводов для волнений быть не должно.

Нередко ребенок учится вставать, а как обратно сесть - не умеет. Кроха стоит, насколько может долго, а затем падает от усталости. Если же такого ребенка посадить, убрав ручки от опоры, малыш сразу забудет, что устал, и опять начнет тянуться к опоре и вставать. Через некоторое время ребенок научится осторожно опускаться из стоячего положения. Совсем скоро кроха увидит, что у него получается делать шаги вдоль опоры. Постепенно он отпустит одну руку и будет придерживаться за опору лишь одной рукой. Так малыш учится ходить.

Научившемуся вставать и стоять ребенку родители часто задумываются купить ходунки. С этим приспособлением малыш может передвигаться, пока не научиться ходить. Главная цель использования ходунков – обеспечить малышу безопасную возможность перемещаться по квартире, освободив маму.

Комаровский не советует держать кроху в ходунках более 40 минут, так как уверен, что пребывание в них ничего полезного ребенку не дает, а идет даже во вред. Развитие ребенка должно происходить естественно. К тому же, во время ползания изучать мир для ребенка намного полезнее.

Что нужно знать, когда ребенок начал стоять?

Карапузу, который учится стоять с опорой и без нее, требуется больше внимания, чем крохе, который еще не начал пробовать вставать. Так как многие малыши учатся вставать быстрее, чем понимают, как вернуться обратно в сидячее положение, то мамина помощь в этот период им очень нужна.

Вам следует помнить, что теперь ваш ребенок будет вставать практически в любом месте, поэтому вы должны быть крайне внимательны и контролировать все действия малыша, обеспечив ему максимальную безопасность. Опасными для встающего на ножки крохи могут быть углы шкафов и столов, дверки, скатерти и прочие предметы. Вовремя прячьте опасные для малыша предметы. Дверцы тумбочек на время можно заклеить скотчем, чтобы предотвратить их открывание малышом (он может прищемить пальцы).

Если вашему малышу меньше года, он хорошо ползает и сидит, но стоять пока не научился, не нужно беспокоиться. Каждый ребенок развивается по собственному графику, а цель родителей – не мешать, но и не заставлять, а поддерживать все самостоятельные попытки ребенка осваивать новые двигательные навыки.

Упражнения

Научившегося вставать малыша можно стимулировать почаще использовать этот навык и быстрее перейти к стоянию без опоры с помощью некоторых упражнений:

  • Предлагайте малышу вставать у опоры разной высоты. Когда он хорошо научится вставать, держась за опору на уровне его пояса, предложите «барьер» повыше – на уровне его груди.
  • Стоящему у опоры ребенку, который держится за нее руками, дайте интересную игрушку. Так вы вынудите кроху прислониться к опоре животом, а руками выполнять разные манипуляции с игрушкой.
  • Чтобы научить кроху садиться из положения стоя, тоже можно воспользоваться игрушкой. Положите ее на пол рядом со стоящим малышом и поддерживайте ребенка, пытающегося дотянуться до игрушки.
  • Поставьте ребенка у стеллажа, на полках которого разместите несколько игрушек на разной высоте. Малыш будет пытаться достать игрушку и начнет приподниматься вверх и отпускать одну руку.
  • Поставьте малыша у низкого стола, пусть он держится за этот стол. Вокруг крохи разложите на полу несколько игрушек и предложите ребенку поднять их все и положить на столик.
  • Положите между ногами малыша валик так, чтобы одна нога ребенка оказалась впереди, а вторая – сзади. Пусть кроха старается держать равновесие в этой позе.
  • Подвесьте рядом с опорой мяч, чтобы он был на уровне колен малыша. Ребенок будет стоять у опоры и стараться футболить этот мяч одной ногой, перенося вес тела на другу.
  • Можете также заниматься с крохой на балансировочной доске.

Одним из ключевых моментов в жизни маленького ребенка является период, когда грудничок начинает сидеть. Этого момента с нетерпением ждут родители, ведь таким образом расширяются возможности игр и познания мира, а также возможности прикорма.

Во сколько месяцев дети начинают сидеть и каким образом можно помочь им быстрее овладеть навыком? Вопрос об этом всегда волнует.

В каком возрасте ребенок начинает сидеть?

С вопросом, когда ребенок должен сидеть, родители зачастую обращаются к врачу, и они очень переживают, если к полугоду ребенок еще не начинает сидеть сам. Но стоит знать, что развитие ребенка – это индивидуальный процесс, и малыш никому ничего не должен.

Возраст сидения в полгода – это усредненные сроки формирования навыка, когда ребенок начинает делать свои первые попытки садиться самостоятельно.

Индивидуальные сроки формирования навыка колеблются от 6 до 8 месяцев, и точно сказать, во сколько должен сидеть ваш ребенок, сложно.

Он будет готов к этому по мере укрепления мышц спины и конечностей, овладения навыками переворотов с живота на спину и назад, и попыток ползания.

Родители зачастую принимают некоторые из действий детей за желание садиться, когда дети пытаются поднимать головку в возрасте 4-5 месяцев, чтобы видеть окружающее.

Если таких детей потянуть за ручки, они могут садиться.

Когда дети начинают сидеть? Примерно к возрасту полугода многие малыши уже активно контролируют свои мышцы, что позволяет им некоторое время сидеть без поддержки. Но чаще всего они могут более или менее уверенно сидеть только с поддержкой или в подушках, кресле или шезлонге.

Постепенно мышцы укрепляются, и дети могут удерживать сидячее положение все дольше.

К возрасту 7 месяцев малыш может сидеть, слегка опираясь ручками и не очень долго, так как его мышцы еще сильно устают, а вот к 8 месяцам скелет укрепляется настолько, что ребенок может уже подолгу уверенно и ровно сидеть.

То есть возраст, когда ребенок сидит самостоятельно, составляет примерно 7-8 месяцев.

Когда мальчики начинают сидеть?

Существует неверное мнение о том, что мальчиков можно сажать раньше, чем девочек, и они могут сидеть уже чуть ли не с 5 месяцев. Это неверно, и темпы развития мальчиков также индивидуальны.

Во сколько ребенок начинает сидеть, во многом зависит от силы и степени развития предыдущих навыков, мышечного тонуса и с активности созревания нервной системы, а также от комплекции и веса ребенка.

В среднем, ребенок садится к возрасту 7-8 месяцев, уверенно держа спинку и длительно не меняя положения.

Когда девочки начинают сидеть?

В народе считается, что девочек нельзя рано сажать, иначе у них будет развиваться загиб матки – это неверное представление, на внутренние органы раннее присаживание девочки никак не влияет, чего нельзя сказать о неокрепшем позвоночнике.

Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть, зависит не от половых особенностей, а от темпов развития, тонуса мышц и развития навыков.

Считается, что девочки по развитию немного опережают мальчиков и обычно садятся в период от 6 до 8 месяцев. Хотя могут быть индивидуальные колебания сроков в пределах месяца.

Как ребенок начинает сидеть?

Когда дети начинают сидеть, делают они это в определенной последовательности.

Если тонус мышц ребенка развит соответственно его возрасту, тогда в периоде 4.5-5 месяцев они могут сесть при поддержке за ручки с положения полулежа. При этом они будут падать вперед или заваливаться на бок, так как мышечный каркас еще слишком слаб для полноценного удерживания тела в вертикальном положении.

Не стоит часто так сажать детей, чтобы отрицательно не влиять на позвоночный столб.

Такие подсаживания пару раз в день можно считать тренировкой для будущего уже самостоятельного сидения, и когда ребенок начинает сидеть самостоятельно, ему не нужны уже будут такие поддержки.

Первое время, когда малыш начинает сидеть, ему нужна будет опора для спины или он будет опираться на ручки, постепенно все активнее манипулируя ими и сохраняя равновесие при сидении.

Особые ситуации

Когда груднички не начинают сидеть к возрасту полугода, как пишут во многих книгах по развитию детей, родители начинают переживать и пытаться упорно посадить свое чадо. Но делать этого не стоит, так как зачастую детям может быть интереснее передвигаться, чем сидеть в статичной позе.

Если к возрасту семи-восьми месяцев дети активно ползают, при этом почти не сидят, это говорит об активном развитии мышц рук и ног, и недостаточном развитии мышц спины. Такие дети садятся чуть позже, активно познавая мир в ползании.

Зачастую дети самостоятельно садятся уже после того, как они научились вставать на четвереньки и пытаются ползать. Они просто опускают попу на бок и садятся на нее, отпуская ручки.

Отсюда вывод, во сколько месяцев малыш начинает сидеть – это примерно период от 6 до 9 месяцев, по мере освоения навыков еще и ползания.

Во сколько месяцев ребенок может сидеть с поддержкой или на коленках у взрослых? Если спинка малыша слабая, торопить его с сидением не стоит, ранее 5-5.5 месяцев даже ненадолго присаживать детей не стоит, это вредно для их позвоночника.

Тем более нельзя в этом сроке сажать их в подушки или стульчики – обычно дети начинают искривляться в сторону из-за слабости мышц.

Если же к возрасту 8-9 месяцев ребенок не делает попыток садиться и ползать, стоит обратиться к врачу за консультацией, так как возможно, потребуется назначение лечебного массажа и гимнастики для укрепления тонуса мышц и помощи в формировании навыка.

Мама учится понимать своего ребенка с самого рождения. Желания новорожденного пока вполне предсказуемы: он хочет кушать, замерз или ему пора поменять подгузник, но иногда узнать, что беспокоит кроху очень непросто.

Через две-три недели родителей ждет награда за бессонные ночи – младенец начнет улыбаться и стремиться к обществу. До первого простого слово ребенка и полноценного общения еще далеко – ни один педиатр точно не знает, в каком возрасте дети начинают говорить.

Произнесение первого слова ребенком – знаковое событие для семьи, которого родители ждут с нетерпением

Таблица развития речи

Четких сценариев речевого развития по месяцам не существует. В таблице приведены обобщенные сроки формирования словарного запаса у детей:

1-3 мес. Кроха активно агукает. Вначале он выдает протяжные звуки: «Аааа, уууу», затем слоги: «гуууу» «буууу»
4-5 мес. Младенец повизгивает, любит смеяться, петь – издавать протяжные звуки, меняя интонацию. Кроха начинает гулить: абу, апу
6 мес. Дитя реагирует на знакомые голоса, лепечет (проговаривает звуки: «ма», «та» и подобные)
7-8 мес. Младенец понимает фразы и просьбы («возьми уточку», «дай ручку»). Расширяется запас произносимых звуков. Кроха пытается подражать («Как лает собачка?» «Гав-гав», «А коровка?» «Муу»»). Кроха узнает некоторые предметы, ищет их взглядом, поворачивает голову
9-11 мес. Можно услышать новые звуки. Кроха проговаривает до 10 простых односложных фраз и звукоподражаний: «Ляля», «Баба», «Ко-ко», «Мяу»
1–1,5 года Любимое чадо может назвать членов семьи: папа, деда, баба. Может показать на картинке животных, части тела или лица. Играет в рифмованные стихи. Может повторять окончания простых стихов
2-3 года Детки понимают простые вопросы и выполняют просьбы, могут принести игрушки, свои вещи. Знают понятия «вверх» и «вниз», рассказывают простые стихи, сказки
3-4 года Ребенок активно общается со сверстниками и взрослыми людьми. Говорит простыми предложениями, может объяснить просьбу. Фразы хорошо понятны, звуки произносятся правильно


В 3-4 года детки уже активно общаются между собой, их речь становится осмысленной, новые слова быстро запоминаются

Это приблизительные, но общепринятые параметры. Если вы обнаружили значительные отклонения, стоит обратиться к специалистам – логопеду, неврологу, психологу, чтобы исключить задержку речевого и психического развития.

Первые занятия

В это время произносится первое слово маленького ребенка – «агу». Гулить младенец начинает в полтора месяца. Вначале это протяжные звуки: аааа, ууу, аууу. К трем месяцам появляются слоги «абу», «агу» и др. К полугоду кроха начнет петь, произнося звуки с меняющейся интонацией. К 6 месяцев появится лепет, а к 9 – и долгожданное «мама».

Гулит малыш только если ему комфортно. Убедившись, что он не голоден, ему тепло и сухо, присядьте рядом с ним, наклонитесь и тихо произносите звуки. Младенец обязательно вам ответит.

Разговаривать с новорожденным нужно ласково и с улыбкой, отвечая на все звуки, которые он произносит. Откликайтесь с улыбкой, а если крохе захочется пообщаться, откладывайте неотложные дела. Повторяйте агу, меняя сочетания звуков, и кроха будет повторять за вами.

Почему младенцы выбирают именно «агу»? Все звуки, произносимые новорожденными – гортанные. Звуки [а], [у] по артикуляции больше на «г-гу» или «г-ха», поэтому их воспроизведение легче дается младенцу. Сначала звуки произносятся рефлекторно, но после продолжительных тренировок, кроха начинает придавать эмоциональную окраску своему «агуу» в разговоре с родителями.



Первые “разговоры” младенца – это агуканье, при помощи которого грудничок выражает свои эмоции

Всегда ли «мама» – первое слово?

Мамы и папы ждут осознанных фраз от крохи с большим нетерпением. Когда ребенок начинает говорить, гордость переполняет молодых родителей. В лепете крохи долгожданное «мама» можно различить уже после 7 месяцев. Кроха еще не осознает значения этого выражения, просто сочетания звуков младенцу легко произнести.

Осознанно звать родителей детки будут только после года или даже позднее. При этом во многих книгах развития отмечено первое простое слово малыша – «дай», оказывается, оно гораздо полезнее, чем умение звать родителей.

С помощью игры можно помочь крохе поскорее сказать «мама». Выполняя любые действия, нужно проговаривать: «Мама кормит свою крошку, убирает, варит суп». Можно поиграть в прятки. Спрятать лицо за пеленку и спросить: «Где наша мама? Я здесь!». За игрой вы и не заметите, когда ваш ребенок начинает говорить «мама».

Становление осознанной речи

Как распознать слова в лепете? Порой сложно сразу сказать, когда маленький ребенок начинает говорить. Было ли это первое простое слово ребенка или еще лепет? Что это, часто повторяемые слоги, или уже осознанные фразы? Если вы обнаружите, что ваше чадо говорит: «дай» и показывает пальчиком телефон или любимую игрушку, можно с уверенностью сказать, что это и есть первое слово вашего ребенка.



Чтобы понять, что хочет сказать ребенок, нужно обращать внимание и на его жесты, тогда взаимопонимание установится быстрее

Нельзя установить единую норму и определить с точностью, в каком возрасте дети начинают говорить. При этом формирование речи у большинства деток происходит поэтапно – с милого «агу» до четких многосложных предложений и фраз.

Не нужно торопить детей, некоторые к году говорят до 15 простых слов, другие – не говорят и 4. Главное, чтобы кроха понимал обращенную к нему речь, выполнял простые просьбы, накапливал пассивный разговорный словарь.

Как проверить, понимает ли вас ваше чадо? Попросите его принести мячик, а потом машинку. Если задания выполнены правильно, значит малыш развивается хорошо, не о чем беспокоиться и вы вскоре услышите первое слово своего ребенка.

Как растет активный разговорный словарь?

Услышав первые слова малыша, родители задумываются: «А что же дальше? К какому возрасту заговорит мой сын?». В среднем, активный словарь годовалых детей пополняется ежемесячно на 6-8 фраз. Чаще всего после полутора лет происходит «лексический скачок», и малыш добавляет в речь по 8 новых слов в неделю.

В это время важно как можно больше говорить с детьми, читать им хорошие книги, петь песни. Спустя 2-3 месяца родители обнаруживают «лексический взрыв». Ежедневно кроха произносит столько фраз, сколько ранее разучивал неделями.



Чтение книг – прекрасный способ обогатить активный словарный запас ребенка и стимулировать его речевое развитие

Когда появляются фразы и простые предложения?

Речь полуторагодовалых детей понимают обычно только близкие родственники. Кроха проговаривает только ударные слоги или окончания фраз, но именно этот период признается отправной точкой формирования активного разговорного словаря. Часто фразы звучат так: «Дай куку», что переводится «Дай куклу».

После 2 лет кроха пробует говорить предложениями – это пока еще 2 -3 слова, не подчиняющиеся никаким грамматическим нормам. Если ваше чадо не говорит фразами до 2,5 лет, то его следует показать специалисту – дефектологу и детскому неврологу, чтобы исключить задержку в развитии.

Полноценными собеседниками детки становятся в трехлетнем возрасте. Они уже хорошо согласовывают слова, могут ответить на ряд вопросов. Некоторые крохи уже могут философствовать, их посещают непростые мысли: куда утром пропадают звезды, почему дует ветер, откуда берутся дети?

Почему ребенок молчит?

В практике врачей встречаются «молчуны» – детки, не разговаривающие до определенного возраста. В три года родители слышат только первые слова своего ребенка, а через пару недель дети вовсю говорят предложениями. Это скорее исключение из правил.

Если к трем годам ребенок не заговорил, то необходимо искать причины «упорного молчания» – это могут быть проблемы медицинского характера: задержка речевого развития, нарушение слуха, отставание в развитии нервной системы.

Есть и иные факторы. К ним относится недостаточно развитая мелкая моторика, настойчивое обучение, отсутствие мотивации к разговору, переизбыток эмоций.

Развитие мелкой моторики

Руки – второй по важности орган речи и от их развития напрямую зависит, как скоро кроха заговорит. С самого рождения деткам нужно делать легкий массаж, можно играть в пальчиковые игры: сорока, гуси-гуси и другие.

С полутора лет можно подключать и творческую активность: рисование, лепка из пластилина, кинетический песок, тактильные короба и другое (рекомендуем прочитать: ). Мелкую моторику прекрасно развивает нанизывание бус и шнуровка.

Отсутствие мотивации или настойчивое обучение

Часто дети молчат из-за чрезмерной опеки своих родителей. Взрослые настолько научились предугадывать желания своих чад, что крохе совсем не нужно говорить, а достаточно пролепетать пару звуков и указать на желанную вещь пальчиком. Как только родители «разучиваются» понимать своего ребенка, у малыша возникает потребность в более четком изложении своих желаний, тогда в скором времени речь появляется.

Некоторые родители слишком упорно учат ребенка говорить, постоянно требуя повторить одну и ту же фразу. Если малыш не справляется, родители раздражаются, исправляют, иногда даже кричат. Это не самые лучшие методы для развития речи, так можно только замкнуть ребенка в себе, задержав процесс развития на долгие месяцы.



Чрезмерная опека и попытки быстро разговорить ребенка могут привести к обратному результату – малыш замкнется в себе и откажется учиться

Переизбыток эмоций или недостаток внимания

Бывает и обратная ситуация. Когда ребенок говорит свое первое слово, родители счастливы. Заметив реакцию, кроха снова и снова повторяет это слово, не понимая, почему родители больше не радуются. Задача родителей – проверить, соотносит ли малыш фразу с ее значением. Понимает ли кроха, что «мяч», «машина» – это игрушки, а «сок» – это любимый напиток?

Плохо говорящие малыши встречаются у очень занятых работой родителей. Недостаток внимания взрослые искупают всевозможными игрушками. Дефицит живого общения, особенно без детского сада, приводит к тому, что кроха замолкает.

Что делать, чтобы ребенок заговорил вовремя?

Для того чтобы ребенок заговорил вовремя, уделять внимание развитию речи нужно с самого рождения. Психологи и логопеды предлагают ряд советов:

  • Не включайте телевизор в игровой комнате. Постоянный звуковой фон только мешает развитию речи.
  • Разговаривайте с детьми с самого рождения. Проговаривайте фразы четко и ласково.
  • Рассказывайте крохе стихи, которые нужно закончить «в рифму». Самое популярное стихотворение «Гуси-гуси га-га-га». Его можно разучивать с малышом уже после года.
  • Не нужно «сюсюкать» в общении с детьми. Коверкая таким образом звуки, вы лишаете малыша верного восприятия речи.
  • Разговаривайте с детками простым и понятным для них языком, без сложных и непонятных конструкций.
  • Не говорите слишком быстро. Общаясь к крохе, проговаривайте все фразы медленно и четко. Ребенок, отвечая, тоже не должен торопиться.
  • Позвольте своим деткам стать активными собеседниками. Отвечайте на гуление, поддерживайте пение, хвалите за новые слова.
  • Не упрощайте речь вашей крохи. Не называйте собаку «Гав-Гав», а курицу «Ко-ко». Услышав от ребенка фразу: «Мама, би-би!», подтвердите: «Правильно, сыночек, это машина!».
  • Научитесь внимательно слушать и отвечайте на все детские вопросы. Отшучиваясь и отнекиваясь от общения, вы лишаете себя интересного собеседника в будущем.
  • Не забывайте читать вслух. Выбирайте детские книги с короткими текстами и яркими интересными картинками. Чтение должно занимать не менее 10 минут в день.

Не пренебрегайте этими советами, решение проблемы «упорного молчания» начинать лучше на самом раннем этапе. Чем раньше родители обратят внимание на задержку речевого развития, тем лучших результатов можно достичь и первые простые слова малыша не заставят себя ждать.

Когда пора волноваться?

Большинство педиатров и детских неврологов сходятся во мнении, что до 3 лет детки могут развиваться без оглядки на сверстников. Если же к этому возрасту дошкольник так и не заговорил, обязательно стоит обратиться к дефектологу, психологу и неврологу, чтобы исправить проблемы в звукопроизношении как можно раньше.

Возможно, ребенку потребуются занятия у логопеда или иная терапия – это совершенно необходимо, поскольку правильное формирование речи способствует дальнейшему успешному развитию.

Известный детский врач Евгений Комаровский шутит, что родители любят выискивать «неправильности» у своих чад вместо того чтобы помогать им развиваться. По мнению врача, прежде чем лечить молчание, нужно оценить общее развитие крохи. Комаровский утверждает, что нужно позволить деткам развиваться самостоятельно – тогда вы не заметите, как малыш обгонит своих сверстников.

Не требуйте от сына или дочери невозможного, не торопите их. Когда ребенок начнет говорить и как он это будет делать, целиком и полностью зависит от поддержки взрослых.

Для молодых родителей в первые годы жизни малыша становится актуальным вопрос, во сколько дети начинают разговаривать. Нередко родители не разбираются в тонкостях физиологического и психического развития детей, поэтому начинают бить во все колокола, когда малыш не спешит разговаривать. Важно отметить, что все детки развиваются индивидуально: кто-то начинает рано ходить, у кого-то раньше обычного вылезают зубки, а кто-то поздно начинает разговаривать. Равнять всех детей под одну гребенку не нужно и уж тем более не надо переживать, если соседская девочка что-то делает лучше, чем ваш ребенок.

Говорящий малыш — радость для родителей. Врачи и психологи выделяют определенные периоды, когда ребенок должен заговорить. Если этого не случилось, достаточно просто проконсультироваться с врачом и держать на контроле этот вопрос. Рассмотрим подробно мнения специалистов по поводу того, в каком возрасте дети должны произносить первые слова и с чем может быть связана задержка речи.

Очень важно, в каком возрасте ребенок начинает говорить, однако не для того, чтобы тут же хвастаться этим навыком перед соседями и подружками. По тому, как развивается речь малыша, можно судить об общем развитии ребенка.

Как правило, к первым 2-4 месяцам малыш начинает произносить первые звуки. Часто родители говорят, что ребенок начал «агукать» или «гулить». Ему легче произносить эти звуки в ответ на речь родителя, он может продолжить слог, когда мама тянет привычное «а…», а малыш продолжает «гу…».

Около 7 месяцев ребенок начинает лепетать, что-то бормотать под нос или просто издавать произвольные звуки, перерастающие в понятную только ему речь. Также грудничок может произносить отдельные слоги.

Примерно в год ребенок должен начать говорить первые понятные слова: мама, папа, баба или дай. У него с легкостью выходит произносить подражающие звуки или звуки, которые копируют поведение животных. К примеру, мама может спрашивать у малыша, как делает коровка, в ответ на что малыш говорит «му-му» и т.д. В общем слов и звукоподражаний в лексиконе годовалого малыша должно быть около 5-10.

В полтора года, когда ребенок начинает интересоваться окружающим миром, словарь малыша, как правило, составляет примерно 40 простых слов. Его лексикон постоянно пополняется, потому что его постоянно интересует вопрос — что это?.

Если родители постоянно разговаривают с малышом, то вероятность того, что малыш раньше начнет говорить, в разы возрастает. Врачи и психологи советуют постоянно разговаривать со своими детками, независимо от их возраста. Мама может рассказывать малышу, что она делает, что происходит вокруг, что она видит. Несмотря на то что мамина речь будет напоминать выражение — что вижу, то и пою. С первых месяцев ребенок должен слышать речь, сначала он будет только слушать, вскоре начнет подражать взрослым.

Некоторые родители пытаются заменить свой разговор с ребенком монологом телевизора. В таком случае не нужно ждать положительного эффекта, так как с живым общением это несравнимо.

Также родителям рекомендуется уделять должное внимание развитию мелкой моторики. Учеными доказано, что совершенствование движений рук и пальчиков напрямую связано с развитием участка мозга, который отвечает за активность речи. Мама может предлагать малышу нанизывать бусы, рисовать пальчиками (рассказывая, какого цвета краски), перебирать крупу или делать ему массаж ручек. Это и занимательно, и полезно.

Желательно часто читать ребенку рифмованные стишки или же стишки, окончание которых, должен сказать сам малыш. Мама должна постоянно побуждать ребенка называть предметы, которые его окружают, четко произносить звуки. Многие родители любят «сюсюкаться» с малышом и сами не замечают, как неправильно называют те или иные вещи. Нужно контролировать свою речь и учить ребенка правильному произношению.

Все негативные эмоции и переживания мама с папой должны оставлять за дверью. Время, которое родители проводят вместе с малышом, должно быть непринужденным и спокойным. Общаться друг с другом нужно без крика, ругательных слов. Ребенок чувствует тревогу и негатив родителей, поэтому может замкнуться в себе.

Признаки задержки речи

Несмотря на индивидуальное развитие малыша, мама должна наблюдать за тем, как он развивается. Если мама заподозрит какие-то отклонения на раннем этапе, их легче можно будет исправить.

Родители должны насторожиться, если малыш к году так и или не может повторять за взрослыми звуки. Если ребенок не может запомнить названия предметов к 2 годам, не откликается на свое имя или же не может принести предмет, который вы его просите, это тоже свидетельствует о небольших нарушениях в развитии.

Нужно обратиться к специалисту, если к 2 годам ребенку трудно составить самое простое предложение, он с трудом произносит отдельные слова, он не реагирует на речь взрослых и не может повторить за ними слова. Нехорошо, когда ребенок начинает поздно различать цвета. Если малыш к 2,5 годам не может различить цвета и не знает, как называются части тела. То же самое касается и 3-х летнего возраста, когда малыш не понимает смысл простых рассказов и не говорит предложениями.

Если родители заметили за своим ребенком одни из этих отклонений, не стоит сразу впадать в панику. Возможно, это просто особенность развития, но все же нужно показать малыша специалисту. Он должен сделать анализы и необходимые обследования, результаты которых покажут, нужно ли начинать лечение или же достаточно ограничиться регулярными упражнениями.

Причины нарушения речи в дошкольном возрасте

Со скольки месяцев или лет ребенок начнет говорить, зависит от того, как часто мама разговаривала с малышом в раннем детстве. Когда ребенок начинает произносить первые звуки, родители должны сделать все возможное, чтобы малыш хорошо натренировал мышцы речевого аппарата. Чем чаще ребенок будет агукать и гулить, тем быстрее его мышцы приготовятся к более сложным произношениям. Научно доказано, что детки, которые находились на грудном вскармливании, очень редко имеют проблемы с речевым аппаратом, нежели детки-искусственники.

Нарушения речи могут спровоцировать врожденные или приобретенные травмы. К врожденным относятся патологии ЦНС, головного мозга, дефекты в полости рта. К приобретенным травмам можно отнести психические нарушения: особо чувствительные малыши могут испугаться чего-то и начать заикаться или долго не разговаривать. Когда дети начинают разговаривать, глупо и опасно специально пугать их и т.д.

Часто задержка речи может произойти, если мама переучивает ребенка-левшу все делать правой рукой. Этого нельзя делать, ребенку нужно давать полную свободу действий, со временем он и сам научится все делать обеими руками.

Сегодня в роддомах уже не пеленают деток. Это правильный подход, так как излишнее ограничение движений ручек и ножек может тормозить как двигательные навыки, так и речевые.

Если родители уделяют должное внимание своему ребенку и у малыша нет патологий, то чадо начнет радовать маму и папу своими смешными словечками очень рано. Если в семье царит спокойная, уравновешенная и теплая атмосфера, к малышу относятся с любовью, то такие условия только ускоряют процесс развития речевого аппарата. Все интересующие вопросы мама должна задавать врачу при плановом осмотре. Можно консультироваться с несколькими специалистами, многий опыт вреден не бывает.

С появлением в семье ребенка у новоиспеченных мамочек и папочек появляется не только огромное количество поводов для радости, но и множество вопросов. Особенно сложными оказываются вопросы, касающиеся тех или иных норм.

Существует огромное количество таблиц, в которых приводятся сроки, когда ребенок должен уметь выполнять те или иные действия. Но если с умением держать головку, сидеть или ходить, как правило, все тревоги, вызванные отставанием от среднестатистических норм, проходят через месяц-другой, то ожидание, когда кроха заговорит, может растянуться на месяцы, а иногда и годы.

Так все-таки, когда ребенок должен начать говорить? Однозначный ответ в данном случае дать сложно, ведь все дети разные. Однако есть усредненные показатели.

7-10 месяцев

В этом возрасте кроха должен уже, как минимум, пытаться лепетать , то есть издавать нечто наподобие «да-да-да», «ба», «ма», «ля», «дя» и так далее.

Кроме того, малыш должен реагировать на речь взрослых и пытаться выполнять те или иные действия, слыша определенные слова, например, хлопать, услышав про ладушки или махать в ответ на «пока-пока».

12 месяцев

К этому возрасту ребенок вполне способен заговорить. В среднем, годовалые дети произносят от трех до пятнадцати слов . Причем, учитываются не только полноценные слова, но и «мя», которое обозначает кошку, «ава», которым называют собаку, «купи», произносимое перед купанием и прочие детские словечки.

Впрочем, бывают и молчуны, которые не желают произносить ничего. Стоит обратить в этом возрасте внимание на пассивный речевой запас . Даже если малыш молчит, он должен понимать уже не менее, пятидесяти, а лучше ста слов. При этом кто-то знает, что такое кубик, а кто-то - что такое трактор, кто-то понимает фразу «идем кушать», а кто-то упорно ее игнорирует, но раздевается, услышав слова «пойдем купаться».

24 месяца

К этому моменту нормой считается не менее пятидесяти слов и уметь строить из них простейшие предложения, вида «мама, дай», «баба, на», «кидай мячик», «дай пить». Впрочем, это нижняя граница нормы. Как правило, к двум годам дети говорят лучше. Кроме того, у них уже сформирован огромный пассивный запас слов.

30 месяцев

В этом возрасте ребенок использует в речи не менее двух сотен слов , причем, если раньше это были в основном существительные, глаголы и местоимения, то теперь к ним добавляются прилагательные. Малыш должен знать всех родственников, произносить имена, знать собственное имя, подражать животным, пытаться задавать простейшие вопросы.

36 месяцев

В норме трехлетки уже должны говорить так, чтобы незнакомый человек смог понять большую часть сказанного крохой. Предложения уже должны быть связанными и сложными. В этом возрасте ежедневно малыш произносит множество новых слов.

Почему ребенок долго не говорит?

Стоит помнить, что все дети индивидуальны . И если один в одиннадцать месяцев читает стихи, а другой знает только два слова, это еще не повод записывать неразговорчивого малыша в отстающие.

Но не стоит впадать и в другую крайность, полагая, что если в два года ребенок не говорит ничего, а лишь лепечет, то это просто особенность развития. Да, это может быть и нормой, но лучше на всякий случай проконсультироваться со специалистами .

От средних норм дети могут отставать на три-пять месяцев в зависимости от здоровья, темперамента, социальных и прочих факторов, поэтому если в два года ребенок не знает положенных ему пяти десятков слов, стоит немного обождать. Но если к двум с половиной годам он по-прежнему не может произнести больше двадцати, хотя бы, простейших слов, это повод посетить врача. Помните, что чем раньше выявляются проблемы, тем легче их устранить.

Отставать в речевом развитии ребенок может из-за болезней, нарушения кровоснабжения головного мозга, задержки в общем развитии, проблем со слухом или речевым аппаратом, аутизмом и прочими отклонениями.

Впрочем, такие диагнозы встречаются редко. Чаще всего дети не говорят не из-за отклонений в развитии, а вследствие того образа жизни, который ведут они и родители.

Раньше начинают говорить малыши, которым много читают. Причем, начинать чтение книжек ребенку нужно задолго до года. А вот частое сидение перед телевизором способно замедлить развитие речи .

Чем больше с малышом общаются, тем скорее он заговорит. Увы, многие родители допускают ошибку, считая, что совсем маленький ребенок ничего не понимает, значит разговаривать с ним бессмысленно. Но это не так. Во-первых, когда взрослые разговаривают с ребенком, у него формируется пассивный словарный запас. А во-вторых, глядя на лица взрослых, когда те с ним разговаривают, кроха подражает мимике и артикуляции, что крайне важно для развития речевого аппарата.

Немного отстают от сверстников в разговорчивости дети с укороченной уздечкой под языком . Если это отставание становится сильным, стоит уздечку подрезать.

Слишком активные дети могут начать говорить позже . У них эмоции бьют через край, и дети просто не успевают выражать все словами. Также и излишне тихие и спокойные малыши могут начать говорить позже сверстников. Их все устраивает, и нет необходимости кого-то звать или чего-то просить.

Просмотров