Как сидится в тюрьме Андресу Брейвику — самому зловещему убийце современности. Брейвик получил максимально возможный срок

В 1500-страничной «Декларации независимости Европы 2083 года», которую Андерс Беринг Брейвик разослал европейским «правым» за несколько часов до того, как взорвать бомбу у здания парламента и расстрелять 76 участников молодежного лагеря, слово «мультикультурализм» (синоним «культурного марксизма» и «культурного релятивизма» Брейвика) встречается 462 раза.

Это главное ругательство в тексте Брейвика — термин, который практически не встречается в политическом лексиконе Норвегии, хотя массовая иммиграция в эту мононациональную северную страну началась еще в 1960-е.

«Это текст о том, как появилась и применялась политическая доктрина, известная как мультикультурализм/культурный марксизм/культурный релятивизм, обычно называющаяся гуманизмом», — пишет Брейвик во вступительной статье к своей «Декларации». Большинство проводников этой идеи исповедуют антинационализм, продолжает он, (национализм, по мнению Брейвика, это отсутствие уверенности в себе на уровне всей нации) и хотят разрушить европейскую идентичность, традиции, культуру и «даже государственность». Их противников, сетует Брейвик, высмеивают, их позицию игнорируют — так повелось еще с 1945 года, и до сих пор большинство полагает, что «возврат к принципам национализма означает, что немедленно появится какой-нибудь новый Гитлер и начнется Армагеддон». Решение одно, резюмирует Брейвик: чтобы остановить «исламскую колонизацию Западной Европы», нужно начать с искоренения доктрины мультикультурализма, навязанной обществу теми самыми «культурными релятивистами».

Покупая самозарядный карабин «Ругер мини-14», из которого он потом расстреляет молодежный лагерь, Брейвик должен был указать, как он планирует его использовать. «Очень хотелось написать правду — казнь мультикультуралистских предателей категории А и Б, — просто чтобы посмотреть реакцию. Я написал «охота на оленей», — вспоминает Брейвик в «Декларации».

Те, кто говорят о критике мультикультурализма в Европе, под этим словом подразумевают в первую очередь ислам, объясняет «Газете.Ru» социолог из французского Национального научно-исследовательского центра Рива Касторьяно. «Речь не о концепции мультикультуралистской интеграции или антииммигрантской концепции, но об оценочных категориях — восприятии того, что представляет из себя современное общество и единая Европа», — считает она.

Как это будет по-норвежски

Проблема взаимодействия с мигрантами в Норвегии никогда не стояла так остро, как, например, в Великобритании или европейских странах с колониальным прошлым. Норвежское общество было этнически однородным: абсолютное большинство (больше 97%) составляли норвежцы, а меньшинства — шведы и саамы — были исторически близкими к норвежцам и весьма малочисленными.

Норвегия начала принимать мигрантов еще пятьдесят лет назад, но мультикультурализм никогда не был провозглашен официальной государственной политикой в Норвегии, в отличие от Канады или Австралии , откуда родом этот термин, отмечают исследователи.

Одним из поводов для запуска программ массового приема мигрантов в 1960-е в Норвегии была ее малонаселенность: основу первой волны составили трудовые мигранты из развивающихся стран, таких как Пакистан. В 1975 году в связи с экономическим кризисом Норвегия практически заморозила канал трудовой миграции. Ее заменила семейная иммиграция — фактически, это были семьи рабочих, прибывших ранее. Также ехало много «невест» из Таиланда и Филиппин.

С середины 70-х началась волна беженцев из развивающихся стран, в основном из Вьетнама, Ирана и Шри-Ланки. Наконец, эту волну в 90-е сменили политические беженцы — в том числе из бывшей Югославии, в особенности албанцев из Косово (впрочем, после урегулирования конфликта многие албанцы вернулись на родину).

Тогда же Норвегия открыла свои двери для беженцев из Чечни — в страну въехало 6—8 тысяч чеченцев. С конца 1990-х годов основными странами происхождения беженцев стали Ирак, Сомали, Афганистан.

В итоге к 2010 году доля чисто беженского населения в Норвегии составила 3,1%, а в целом доля жителей Норвегии, родившихся за пределами страны, оценивалась, по данным национального статбюро, в 11,4% (в Швеции — 14,3%, Дании — 9,5%, Финляндии — 2,7%). В абсолютном выражении в стране на 1 января 2011 года проживали 4,9 млн человек, из них 600 тысяч — это иммигранты и их дети, родившиеся уже в Норвегии. Каждый третий из них — выходец из мусульманских стран.

Большая часть иммигрантов оседает в Осло (больше 40% всех приезжих) — именно там жил Брейвик.

В некоторых районах столицы, по данным статистики, доля жителей ненорвежского происхождения превышает треть. При этом в 70% муниципалитетов иммигранты составляют меньше 1% от населения — тамошним обитателям, делают вывод исследователи, чтобы составить мнение о приезжих, приходится опираться на чужой опыт.

«Защита», а не «убежище»

Современная миграционная политика Норвегии имеет две основные черты: строгое иммиграционное законодательство и высокий уровень обеспечения прав и свобод легальных мигрантов, объясняет сотрудник Международной организации по миграции (МОМ) Юлия Мельничук.

Поскольку в последние годы основная часть мигрантов — беженцы, главное требование, которое выдвигают им норвежские власти, — доказать, что на родине их жизни угрожает опасность.

Подать заявление о предоставлении статуса беженца (по закону 2010 года — «защищаемого») может любой человек, покинувший родину из соображений безопасности, шансы на отказ при должном доказательстве невелики. На рассмотрение заявления о получении убежища может уйти больше года.

Последнее обновление иммиграционного законодательства произошло в 2008 году, спустя три года после очередной победы на выборах правящей Рабочей партии Норвегии — именно ее молодежный лагерь расстрелял Брейвик. Новый закон об иммиграции развил прежнюю идею норвежских властей:

получить право остаться в Норвегии будет непросто, зато легальному иммигранту страна готова помогать жить, учиться и работать.

Закон поощрял приезд работающих и отчасти блокировал дорогу иждивенцам. Так, те, кто получает пособие, больше не могли рассчитывать на воссоединение семьи. Зато начинать работу по трудовому контракту теперь было можно, не дожидаясь подачи документов на выдачу разрешения на жительство.

Политкорректность — еще одна маска ненавистного Брейвику мультикультурализма — нашла себе место и в этом документе: согласно тексту закона, все вынужденные покинуть родину отныне будут получать в Норвегии не «убежище», а «защиту». Это слово, решили в норвежском правительстве, звучит более корректно по отношению к беженцам. Закон вступил в силу 1 января 2010 года.

Попытки не допустить приток в страну иждивенцев должны были вызвать одобрение у Брейвика: по его мнению, в основе «исламской колонизации» Европы лежит именно щедрые пособия, которые власти платили иммигрантам.

В той или иной форме пособия пять лет назад получал каждый третий иммигрант, в то время как среди коренных жителей страны помощь от государства получал только каждый двадцатый.

Первое пособие приезжие получали сразу по выходе из транзитного лагеря для новоприехавших. Для каждого иммигранта оно рассчитывается индивидуально, ориентировочно бездетная пара получает около $800 в месяц, мать с двумя детьми — около $1000.

Тем, кто добился разрешения на проживание в Норвегии, власти готовы помогать стать полноценным жителем. МОМ ставит Норвегию на седьмое место в списке 31 страны, включенных в индекс интеграции иммигрантов. Власти помогают приезжим трудоустроиться, переквалифицироваться, адаптироваться в обществе, перечисляет Мельничук, для них работают языковые курсы и семинары по первоначальной культурной и гражданской ориентации.

Это положительно сказывается на уровне безработицы в иммигрантской среде — в Норвегии он значительно ниже, чем в других европейских странах, следует из официальной статистки, всего 6,8%. Правда, это в три раза выше среднего для всех в Норвегии уровня, признали эксперты ООН.

Параллельно с правкой въездного законодательства менялись и законы, описывающие дальнейшую жизнь мигрантов.

Изменения, касающиеся, с одной стороны, интеграции, а с другой — сохранения идентичности мигрантов, наглядно иллюстрируют, с какими вызовами сталкивалось норвежское общество в последние несколько лет.

В 1999 году детям мигрантов было дано право получать образование на своем родном языке. В 2006 преступления на почве национальной ненависти были выделены в отдельную статью уголовного кодекса. В 2007 некоторым госучреждениям было разрешено предоставлять при найме на работу преимущество иммигрантам перед норвежцами с такими же профнавыками.

В 2008 название школьного предмета «христианство и общее религиозно-этическое воспитание» было переименовано в «Религию, философские концепции жизни и этику».

Наконец, в 2009 году женщинам-полицейским было разрешено носить вместо форменной фуражки хиджаб.

«Истинные финны», шведы и норвежцы

Изменение привычной картины мира вызвало у норвежцев закономерную реакцию: еще в 70-х в Норвегии, как и в других европейских странах, столкнувшихся с наплывом мигрантов, появились право-популистские партии, роль и популярность которых с тех пор только росли.

Так, в Финляндии на выборах в апреле 2011 года партия «Истинные финны» Тимо Сойни неожиданно получила в пять раз больше голосов, чем на предыдущих выборах, набрав почти 20% (в штаб партии незадолго до терактов Брейвик отправил по электронной почте копию «Декларации», но не получил ответа). Датская народная партия Пии Кьерсгор, имея 25 из 175 мест в парламенте, смогла недавно добиться возвращения частичного контроля на границах со странами «шенгена», чтобы противостоять въезду нелегальных мигрантов. В Швеции роль крайне правых играет партия «Шведские демократы», впервые в 2010 году получившая фракцию в парламенте.

Риторика современных право-популистских партий Европы пронизана осознанием себя как «пострадавших за правду», которую невозможно донести до избирателей без того, чтобы не быть высмеянным, перевранным или даже арестованным, отмечает шведка Анна-Лена Лодениус, автор нескольких книг по ксенофобии и правому экстремизму в Европе.

Схожие чувства испытывал и Брейвик: в его книге есть отдельная глава о «жертвах, которые ему пришлось принести, чтобы написать этот труд, самый полный из всех существующих по сути проблемы». К их числу он относит как непонимание и возможное отторжение его труда, так и 180 тысяч евро недополученного дохода: чтобы написать «Декларацию», Брейвик бросил работу.

Образ «без вины виноватых» привлекает определенный тип людей, обнаружил Стиг Ларссон, автор бестселлера «Девушка с татуировкой дракона» и основатель антирасистского издания Expo: по его подсчетам,

23% руководства «Шведских демократов» имеют судимость — преимущественно за экономические преступления, в то время как среди шведских иммигрантов судимых всего 12%.

Норвежская Партия прогресса Сива Йенсена, вторая по численности фракция парламента (впервые в парламент попала в 1972 году), на фоне правых партий из соседних стран кажется довольно умеренной.

Прогрессисты исповедуют вполне либеральный принцип «моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого», но только в буквальном его понимании: приезжие сокращают пространство свободы для норвежцев.

«В основном их идеология заключается в том, что Европа находится в состоянии войны, или весь Запад в состоянии войны, или же христианство в состоянии войны», — поясняет эксперт научного фонда Expo Юнатан Леман. В зависимости от того, кто это говорит, это может быть более религиозная или более светская риторика, речь может идти о наступлении ислама как другой религии или как другой системы ценностей, противостоящей европейскому гуманизму.

Поддержка Партии прогресса сильнее в городах, чем в селах, и это несмотря на то, что исследования датчанина Тора Бьорклунда показали отсутствие какой-либо корреляции между уровнем этнических предрассудков и долей иммигрантского населения в конкретном населенном пункте Норвегии. Свои политические представления о проблеме миграции норвежцы формируют, исходя не столько из личного опыта, сколько из общего контекста политической дискуссии по вопросу так называемой исламской угрозы, пришел к выводу Бьорклунд.

В выборах 2009 года участвовала и куда более радикальная, ультраправая организация Virgid, которой удалось стать партией, несмотря на уголовное преследование ее лидера Торгрима Бредесена. Как организация она была основана в 1998 году националистом Туре Тведтом, который был язычником и считал себя пророком языческого бога Одина. В Virgid состояло много подростков — в нее принимали начиная с 14 лет. Тведт руководил организацией до 2005 года, пока его не признали виновным в разжигании расовой ненависти (такие дела — редкость в Норвегии).

На смену Тведту в 2005 году пришел Бредесен, который тоже был язычником. Он уделял большое внимание боевой подготовке членов организации: многие последователи Vigrid обзавелись оружием, тренировались в стрельбе, играя в пейнтбол. Бредесен был не только язычником, но еще и ярым антисемитом.

«Евреи являются главным врагом, они убивали наших людей и захватили власть в нашей стране, — говорил лидер Vigrid в интервью газете «Верденс Ганг». — Я не расстроюсь, если что-либо произойдет с людьми, которых я не хочу видеть в своей стране».

В 2007 году Верховный суд Норвегии признал Бредесена виновным в «унижении человеческого достоинства», но это не помешало Virgid принять участие в выборах — для этого, согласно норвежскому законодательству, достаточно было собрать 500 подписей за свою партию в округе. Пройти в парламент партии не удалось.

Сейчас организация распалась, рассказывает экс-лидер запрещенного в России «Славянского союза» (СС) Дмитрий Демушкин,

фактически националистических организаций в Норвегии больше не осталось.

СС внимательно следил за деятельностью Virgid. У запрещенного в России «Славянского союза» до сих пор есть свое отделение в Норвегии: его члены, в частности, помогали приплывшему в Норвегию на лодке соратнику Вячеславу Дацику по кличке Рыжий Тарзан. В России он обвинялся в серии грабежей и по решению суда был помещен в психиатрическую больницу. Оттуда сбежал в августе 2010 года, по воде пересек границу Норвегии, где просил политического убежища, однако норвежские власти приняли решение экстрадировать его обратно в Россию.

По словам экс-лидера СС, сейчас на всю Норвегию «осталось два десятка скинхедов, нет ни одной правой музыкальной команды». По его мнению, на правых в Норвегии «давили»: слишком много свободы — «наркоманов и голубых». «А когда давят, то на смену приходят автономы», — комментирует российский националист недавние события в Норвегии.

Брейвик, скорее всего, был таким одиночкой, полагает Леман. «Мы не знаем, существуют ли насильственные группировки, которые разделяют взгляды Брейвика», — продолжает эксперт.

Но идеи Брейвика скорее близки не неонацистам, а популистскому антимусульманскому течению среди сторонников легальной Партии прогресса.

Эксперты не склонны считать, что после терактов в Норвегии начнет набирать обороты антимусульманское течение: в стране немного его последователей, влияние на них оказывается извне — в основном из Швеции. Антимусульманское «Шведское движение сопротивления», например, официально является головной организацией «Норвежского движения сопротивления», рассказал Леман.

Никаких силовых акций в Норвегии до Брейвика не было и, скорее всего, не будет, полагают наблюдатели. Один из юристов ассоциации «Агора», проживший несколько лет в Норвегии, говорит, что «это мирная и дружелюбная страна». «В Норвегии развито музыкальное направление блек-металл, люди, увлекающиеся им, обычно стоят на националистических позициях. Но я никогда не сталкивался с какими-либо уличными акциями или даже бытовыми разговорами о ксенофобии», — говорит он.

«Антимусульманское движение, ранее призывавшее только голосовать за антимусульманских же политиков, сейчас выступает за то, чтобы выпустить активизм на улицы, идет на прямую конфронтацию. Но, повторю, рано говорить, увидим ли мы насильственное антимусульманское движение», — рассуждает Леман.

«Бюрократия упорядочивает жизнь»

15-тысячное норвежское комьюнити выходцев из России как минимум наполовину состоит из бывших жителей кавказских республик, которых на правах беженцев раньше охотно принимал Осло. Именно в Норвегии, в частности, получила убежище семья убитой бывшим полковником Российской армии Юрием Будановым чеченки Эльзы Кунгаевой.

Однако в последнее время ужесточение иммиграционного законодательства и меры по сокращению числа просителей убежища, не нуждающихся в защите, привели к росту числу отказов уроженцам Северного Кавказа.

Чеченцы винят в росте отказов российские власти, которые убеждают мировое сообщество, что жизнь в северокавказских республиках стала безопасной.

Одновременно норвежские власти активизировали работу по поиску и высылке нелегалов: только за половину 2009 года было депортировано 50 чеченцев-нелегалов. Эти меры дали повод заговорить о дискриминации и притеснении мигрантов. Власти Норвегии реагировали на обвинения с недоумением, поясняя, что речь идет только о требовании соблюдать закон.

Даже скандал с высылкой в феврале 2011 года осетинки Марии Амели (Мадины Саламовой) при ближайшем рассмотрении оказался связан с нарушением закона девушкой. Когда она была ребенком, власти Норвегии отказали ее семье в убежище, она осталась в стране нелегально. Прожив в Норвегии восемь лет, закончив школу и университет, защитив диссертацию, она написала книгу о своей жизни нелегала, и только после ее публикации полиция задержала ее и выслала в Россию. «Они считали, что я должна была сама взять ответственность за свою жизнь и уехать, — рассказала она в интервью российским СМИ. — Но и у полиции тоже есть ответственность — выкидывать нелегалов, даже если они уже настолько интегрировались, что практически не отличаются от норвежцев».

Система делает ошибку, раз позволяет людям жить в стране настолько долго, что лучшие из них успевают почувствовать ее родиной, полагает Саламова.

Реакция норвежцев на высылку Саламовой была показательной: они встали на защиту осетинки, проводили митинги, писали письма в правительство. В итоге правительство согласилось с обвинениями в двойных стандартах и решило рассмотреть поправки в законы, которые позволяли бы депортированным мигрантам подать документы на рабочую визу. После этого несколько норвежских компаний заявили, что готовы пригласить Саламову к себе на работу, но информации о том, что она вернулась, нет.

Выходцы с Северного Кавказа, которые живут сейчас в Норвегии, говорят, что и после взрывов не наблюдают никакой агрессии со стороны местных жителей.

«Норвежцы очень вежливые и обходительные, им на ногу наступишь — они первые извинятся, — рассказал «Газете.Ru» один из иммигрантов — уроженцев Чечни, попросивший не называть его имени. — В школе, куда ходят мои дети, есть сомалийцы, китайцы, перуанцы. Учителя-норвежцы объясняют ученикам, что нужно быть вежливыми, учат детей жить в обществе».

«О каком противостоянии говорить, если здесь каждая вторая пара смешанная, то и дело видишь: идет двухметровый норвежец и держит смуглого ребенка, — рассуждает он. — На митинг после трагедии вышли все — и местные, и мусульмане.

Женщины в хиджабах зажигали свечи на площади, где был взрыв, хотя это не мусульманская традиция».

Ужесточение законов по отношению к мигрантам — это не дискриминация, а желание государства упорядочить процесс, полагает собеседник «Газеты.Ru». «Если соберешь достаточно доказательств для предоставления убежища, то получишь его. Это бюрократия, но она упорядочивает жизнь, — говорит чеченец. — Брейвиковских мотивов здесь нет».

Имя Андерс Брейвик наверняка известно каждому во всем мире. Именно так зовут норвежского террориста, который, не моргнув глазом, стал убийцей 77 людей, более 150 человек получили ранения различной тяжести. При этом судебно-медицинская экспертиза не признала его сумасшедшим. Конечно же, человечество до сих пор не может понять, как мог человек с нормальной психикой совершить подобное злодеяние, а затем признаться в совершении преступления, но виновным себя не считать. Думаем, вам будет интересно узнать, в каких условиях жил и воспитывался этот хладнокровный убийца.

Брейвик Андерс: биография, история жизни

Родился он в 1979 году, 13 февраля в Лондоне. Его отец - Йенс Давид Брейвик - экономист по профессии, работающий в дипмиссии Норвегии в Великобритании, а мать Венке Беринг - медсестра. У него были две сводные сестры и по отцу, и по матери.

Когда Андерсу еще не было двух лет, его семья распалась. Мать с двумя детьми вернулась в Осло и поселилась в богатом в столичном районе Скойен, отец остался в Англии со своей дочерью от первого брака. Вскоре Венке повторно вышла замуж. На этот раз ее супруг был военным, майором норвежской армии. Йенс Брейвик также вторично женился, на сотруднице посольства. Связи с сыном он не терял. Практически все каникулы Андерс проводил в доме отца в Нормандии.

Андерс Брейвик в детстве был послушным ребенком, этаким Сначала он учился в начальной школе Сместэнд, затем в средней школе Рис и старшей школе Хартвиг Ниссен.

Сложности характера

В подростковом возрасте Андерс Брейвик стал увлекаться культурой граффити и по ночам рисовал на стенах и заборах. Когда отец застал его за этим занятием, был страшно рассержен на мальчика. После этой ссоры они практически не общались. Кстати, в этот же период отец развелся с третьей женой. Любые попытки сына возобновить отношения принимались им в штыки. У Йена было четверо детей, но ни с кем из них он не поддерживал отношения. Юному Андерсу также было сложно общаться со сверстниками, поэтому после окончания школы он решил получить высшее образование дистанционно, в формате онлайн в Норвежской школе менеджмента. Знакомые говорят, что до 30 лет он практически не выходил из дома, избегая прямых контактов с людьми. У него никогда не было девушки, за исключением каких-то случайных однодневных знакомств.

Взрослая жизнь

С 1996 года Андерс Брейвик в течение года работал продавцом в одной из консалтинговых компаний, а с 1999 по 2003 год был сотрудником кол-центра в компании Telia. В 2005-м он уже сам основывает компанию по обработке и хранению информационных данных, однако она продержалась всего 3 года и к 2008 году разорилась. Брейвик также успел отслужить в армии, где и научился стрельбе. С 2009 года он основал компанию, которая занималась выращиванием овощей, что позволяло ему приобретать большое количество удобрений-химикатов, из чего в дальнейшем и была изготовлена взрывчатка.

Политические взгляды

Нелюдимый в юношестве, Андерс в более зрелом возрасте стал увлекаться политикой, вступил в Партию прогресса - крупнейшее политическое объединение в стране - и с удовольствием участвовал в многолюдных партийных собраниях. Он даже занимал какие-то небольшие посты в молодежном крыле организации. С 2000-х годов в его политических взглядах произошел резкий уклон в сторону национализма и крайнего радикализма. Особую ненависть он питал к народам, исповедовавшим ислам. Он был глубоко убежден, что их присутствие в его стране разрушительно для Норвегии.

И тогда он издает манифест, в котором заявляет, что разочарован в мирных демократических методах борьбы с исламистами и поэтому считает необходимым вооруженное вмешательство в этот процесс. Он также вступает в норвежскую масонскую ложу "Святой Олаф". Однако не становится убежденным масоном и даже критикует орден, за что братство принимает решение о его исключении (2000 г.).

Через год "поиски себя" приводят Брейвика в организацию "рыцарей-тамплиеров”. Здесь он получает тайное имя Сигурд. Поскольку он имел опыт работы с банком данных, то и здесь он выполняет ту же миссию, собирая информацию о тех или иных "интересных" организациях и личностях. Здесь он еще больше укрепляется в своих антимусульманских настроениях. Одним словом, прежде чем Андерс Брейвик убил 77 человек, совершив один из самых жестоких террористических актов в 21-м веке, его ненависть к мигрантам, особенно из азиатских стран, возросла до невероятных размеров.

Некоторые подробности из жизни

Кстати, в юности одним из немногих друзей Андерса Брейвика был мусульманин, выходец из Пакистана. Именно вместе с ним он начал заниматься граффити. Благодаря своим причудливым рисункам, Андерс получил кличку Mord (в переводе "убийство").

Любимыми авторами будущего террориста были И. Кант и Адам Смит, а из политиков - Уинстон Черчилль и Владимир Путин. Он также мечтал познакомиться с папой римским Бенедиктом Шестнадцатым. Брейвик увлекался хип-хопом, танцами, ходил в клуб любителей стрельбы, занимался спортом. Его не интересовали женщины, он говорил, что они будут отвлекать его от его основной идеи.

Несколько лет своей жизни Брейвик посвятил созданию манифеста, который состоял из полутора тысяч страниц. Он также снял видеоролик с кратким изложением своих тезисов. Ключевыми идеями его манифеста является осуждение мультикультурности, эмансипации, гомосексуализма и декаденства.

Психологический портрет

После совершения двойного преступления, когда Андерс Брейвик убил несколько десятков мирных людей взрывчаткой и стрелковым оружием, полицейские, рассказывая о нем, о его поведении, говорят, что он оставлял впечатление совершенно адекватного, спокойного, вежливого и уравновешенного человека, но немного замкнутого и необщительного.

День преступления

Во время теракта Брейвик облачился в форму норвежских полицейских. В качестве оружия у него были пистолет и карабин. У него также было поддельное удостоверение, которое он показал на паромной переправе. Поскольку в Осло уже был совершен взрыв и полиция была поставлена на уши, он убедил сотрудников паромной станции, что является секретным агентом и желает попасть на остров Утейа, чтобы обеспечить безопасность лагеря. В этой связи все члены лагеря были собраны в одном месте. И он начал вести обстрел по живым мишеням. Убийства продолжались около 90 минут. После этого он, словно совершивший важную миссию, сдался полиции без какого-либо сопротивления.

Андерс условия содержания

После оглашения приговора - 21 год тюремного заключения - Брейвика разместили в одиночной камере, площадь которой - 24 кв. метра. Она состоит из спальни, спортзала и кабинета. Ему не запрещено вести переписку, он может под надзором охраны прогуливаться во внутреннем дворике, заниматься спортом и даже получать дистанционное образование.

И тем не менее он недоволен условиями содержания и в 2012 году направил жалобу на жизнь в тюрьме. Оказывается, ему не нравилось отношение охранников, резиновая ручка на двери, которая натирает руку, качество еды. И представьте, он выиграл суд. Условия его содержания были пересмотрены и улучшены, а на его счет в банке поступила большая сумма-компенсация. Одним словом, сегодня хладнокровный убийца, который к тому же не был признан сумасшедшим, живет в условиях, о которых мечтают многие миллионы честных граждан во всем мире.

ОСЛО, 19 апр - РИА Новости, Анастасия Яконюк. Обвиняемый в совершении норвежец Андерс Брейвик, процесс по делу которого проходит в окружном суде Осло, на перекрестном допросе в четверг подробно рассказал о подготовке к теракту, о том, кого собирался убить в те дни и о еще более жестоких планах, которые не удалось реализовать.

"Я играл в World of Warcraft 16 раз в день в течение всего года. Только играл, ел и спал", - пояснил Брейвик.

Играть в онлайн-игру Брейвик отправился к своей матери после того, как в 2006 году закрылась его фирма. Он сообщил, что хотел сэкономить деньги для подготовки к теракту, а у матери было дешевле жить. К этому моменту Брейвик имел в своем распоряжении около миллиона крон (167,4 тысячи долларов).

На вопрос прокурора, в этом ли году Брейвик принял окончательное решение устроить теракт, подсудимый ответил утвердительно. Кроме того, он добавил, что компьютерная игра помогла ему разработать стратегию и тактику нападения.

Многопользовательская онлайн-игра World of Warcraft была выпущена в конце 2004 года. Сейчас эта виртуальная вселенная насчитывает примерно 12 миллионов подписчиков по всему миру.

После двойного теракта 22 июля прошлого года видеоигры World of Warcraft и Call of Duty - Modern Warfare изъяты из продажи в Норвегии. Поводом к этому послужило заявление Брейвика о том, что именно . Решение было принято ритейлерами из уважения к близким погибших.

Пистолет по имени Мйолнер

Один из главных вопросов, в котором суду необходимо разобраться детально - где Брейвик покупал оружие и кто ему в этом помогал.

Сам подсудимый пояснил, что, поскольку приобрести оружие в Норвегии легально крайне трудно, ему пришлось вступить в стрелковый клуб, членство в котором давало ему возможность покупать оружие и тренироваться в стрельбе.

Каждому виду оружия Брейвик дал имена , пояснив, что такая традиция существовала и у скандинавских викингов, и у многих других воинственных народов.

"Великий испанский герой Эль Сид (El Cid), который сражался против ислама в Андалусии, дал имя своему мечу, о подобных фактах мы также знаем из скандинавской мифологии", - отметил Брейвик, пояснив, что именно из скандинавских мифов брал имена для своего оружия.

Брейвик рассказал, что одно из ружей он назвал Гунгниром (Gungnir) - так называлось копье скандинавского бога Одина, которое было наделено магической силой возвращаться к хозяину.

"Глок я назвал Мйолнером (Mjolner) - так назывался молот бога Тора, а автомобиль получил имя Слейпнер по кличке восьминогого коня бога Одина. Имена были написаны рунами", - сообщил обвиняемый.

"Я считаю, что это прекрасная европейская традиция, которая жива до сих пор. Многие норвежские солдаты в Афганистане давали имена своему оружию", - заявил он.

Кроме того, Брейвик сообщил, что долгое время тренировался и накачивал мускулы, а также принимал стероиды, чтобы быть в хорошей физической форме и переносить тяжелое оружие и взрывчатку.

План-максимум: три бомбы и массовый расстрел

Рассказывая об организации взрыва в правительственном квартале, Брейвик сообщил, что реализовал только часть задуманного. Изначально он планировал взорвать три бомбы общим весом в 2,5 тонны.

Первой целью для взрыва был правительственный квартал, второй - главный офис рабочей партии. Для еще одного взрыва я поначалу выбрал редакцию газеты Aftenposten , но там было слишком много мирных людей, и я отказался от этой идеи. Насчет третьей цели я не был уверен. Я думал о королевском дворце в качестве третьей цели", - сказал Брейвик, пояснив, что не собирался причинить вред самой королевской семье и выбрал бы момент, чтобы она отсутствовала, поскольку, как и многие националисты, поддерживает монархию.

Кроме того, в качестве возможных целей взрыва он рассматривал редакции газеты Dagbladet , общественной телерадиокомпании НРК и несколько других.

"Однако сделать бомбы оказалось намного труднее, чем я думал. Возникло несколько проблем. У меня не хватило компонентов", - сказал подсудимый.

Готовя взрыв в правительственном квартале, Брейвик предполагал, что в результате этого теракта здание правительства должно обрушиться, а все члены кабинета министров, включая премьера, который был основной целью, - погибнуть.

Брейвик отметил, что свои шансы на выживание после трех взрывов он оценивал в 5%, но если бы ему все же удалось выжить, он бы, возможно, отправился в центр города и начал расстреливать прохожих.

"Я бы попытался казнить как можно больше людей", - сказал он.

Казнить, нельзя помиловать

Главной задачей террориста на острове Утёйя, по его словам, было атаковать политическую элиту в один из пяти дней, которые продолжалось собрание. В первый день его должна была посетить политический комментатор газеты Dagbladet Марте Мишелет, на следующий - министр иностранных дел Йонас Гар Стёре, затем бывшая премьер-министр Гру Харлем Брундланд. Затем должен был приехать нынешний премьер Йенс Столтенберг.

"Так что любой из пяти дней подходил для нападения", - сказал Брейвик, пояснив, что Стёре и Брундланд были для него наиболее привлекательными мишенями.

Он планировал взять с собой камеру и iPhone, чтобы запечатлеть гибель бывшей премьер-министра - ей он собирался перерезать горло, а видеозапись казни выложить в интернет. Второй целью был руководитель молодежного крыла партии Эскиль Педерсен, затем Брейвик принялся бы убивать участников лагеря.

"Я не планировал расстрелять (только) 69 человек, я хотел убить всех, используя воду как оружие массового поражения", - сказал Брейвик. По его словам, он считал, что многие молодые люди утонут от страха.

При этом обвиняемый отметил, что не хотел прослыть убийцей детей и планировал, что жертвами станут молодые люди старше 18 лет. Он был уверен, что в молодежное крыло партии могут вступить только те, кто достиг 16-летнего возраста, и что процент 16-17-летних подростков в лагере очень незначителен. О том, что среди расстрелянных были дети младше 16 лет, он узнал на следующий день после теракта.

"Я понимал, что за убийство молодых людей младше 18 лет меня будут критиковать. Я полагал, что смогу по внешнему виду понять, какого они возраста, но они поворачивались спиной и я не мог разглядеть лиц. Реализация замысла оказалась труднее, чем я предполагал", - отметил Брейвик.

На вопрос прокурора, как он сегодня оценивает свои действия, подсудимый вновь заявил, что поступил бы точно так же.

Андерс Брейвик, от рук которого погибли 77 человек, предстал перед судом в здании совсем недалеко от того места, где прошлым летом он совершил самый крупный теракт в истории Норвегии. Процесс открылся при небывалых мерах безопасности и огромном скоплении журналистов, перед которыми Брейвик, похоже, с первых секунд начал разыгрывать настоящий спектакль.

Андерс Брейвик вошел в зал, улыбаясь. А как только с него сняли наручники, приложил кулак к груди и выбросил руку в римском воинском приветствии, которое зал воспринял как нацистское. Суд убийца считает комедией. Признает: убивал, но виновным себя не считает. Говорит - действовал в рамках самообороны.

"Я не признаю норвежский суд. Вы работаете по заданию политических партий, пропагандирующих мультикультурализм", - заявил Брейвик.

Брейвик настаивает: он, якобы, рыцарь ордена тамплиеров, спасал Европу от ислама. И если перед кем ответит - то перед военным трибуналом. В том числе из-за этих слов сначала его признали невменяемым, что означало, возможно, пожизненное принудительное лечение. Повторная экспертиза признаков сумасшествия, однако, не нашла. Врачи написали: влюблен в себя.

И действительно, когда прокурор попросил поставить видеоролик, который Брейвик успел выложить в интернет перед тем, как совершить преступление, у убийцы выступили слезы. Хотя ранее ни один мускул не дрогнул при виде кадров того, что натворил. Обвиняемый наслаждается ролью телезвезды - заседания транслируют в прямом эфире на весь мир.

От родственников убитых Брейвика отделяет пуленепробиваемое стекло. Лица свидетелей обвинения в трансляции стараются не показывать. Один из них, накануне заседания впервые после трагедии поехал на Утойа, чтобы перед дачей показаний пережить еще раз тот кошмар. С Андерсом Брейвиком Хуссейн Каземи столкнулся дважды. В первый раз в столовой - получил три пули. Второй - когда прятался в скалах. К нему подошел человек с винтовкой в полицейской форме и спросил: "Ты видел стрелявшего?" Это был Брейвик.

"Кровь была везде. Он посмотрел на меня, я посмотрел на него. Я не знаю, что случилось, я не умею плавать, но я прыгнул в воду", - вспоминает Каземи.

Больше часа Брейвик методично отстреливал беззащитных подростков, запертых на маленьком острове. Большинство из них были этническими норвежцами. Они отдыхали в молодежном лагере рабочей партии, проводящей политику мультикультурализма. Когда на Утойа гибли люди, полиция была стянута в центр Осло, где Брейвик взорвал бомбу.

Сейчас убийца находится в тюрьме Ила под Осло. Брейвику разрешено звонить друзьям и переписываться с фанатами. А его камера напоминает квартиру.

"В его распоряжении три комнаты. В одной он спит, в другой у него кабинет, он там может работать на своем персональном компьютере, ну а в третьей комнате стоят тренажеры, там он может тренироваться", - рассказала старший советник тюрьмы Ила Элен Бьерке.

О Брейвике уже снимают фильм. Небольшая американская киностудия обещает выпустить историю о кровавой бойне на Утойа меньше, чем через полгода. Возможно, это произойдет даже раньше, чем судья вынесет вердикт.

Согласно норвежскому законодательству, максимальный срок заключения по статье терроризм, по которой обвиняют Брейвика, 21 год. Это значит, если его по-прежнему будут считать вменяемым, выйдет из тюрьмы он, когда исполнится всего 53, отсидев за каждое из совершенных убийств не более трех месяцев. Суд над убийцей, который шокировал весь мир, будет идти как минимум 10 недель.

В суд и обратно каждый день Брейвика будут везти разными маршрутами, в разное время. Полиция опасается, на колонну могут напасть, ведь слишком многие желают ему смерти.

Наконец разобрался почему Брейвик расстрелял норвежцев, а не мусульман. Во всяком случае для себя, интернет всё таки хорошая штука, если не найдешь объяснения, то найдешь факты, которые дадут объяснения, так как официальная наука и либерально-демократическая журналистика, да и вообще сегодняшняя журналистика, совершенно не понимают общественные процессы и явления. Объявить Брейвика умалишенным, много ума не надо, и вообще, с научной точки зрения, чтобы объявить человека психически больным, надо сначала выявить и описать симптомы, сопоставить с действительностью, затем по категориям несовпадения с реальностью определить логику пациента, после чего в сопоставлении с рациональностью и адекватностью к действительностью, в случае противоречия логики пациента и реальности, можно уже ставить диагноз душевной болезни. Это всякий психиатр должен знать. И основная сложность в случае с Брейвиком как раз состоит в определении логики его мышления, которой уже объясняются действия. Теоретическая основа этого поста дана в предидущем, поэтому кто не читал, советую прочитать. Я уверен, что после прочтения этого поста, у тех, кто прочтет до конца:) будут противоположные мнения, характеристики, и обвинения в мой адрес — от либерала и коммуниста, до фашиста, неандертальца, и даже не могу предположить, кем меня назначат:) Так вот, сразу предупреждаю, что я не националист, а интернационалист; я не фашист, и даже не марксист и не коммунист в общеизвестном понятии ленинца-сталинца. Я не правый и не левый, "беспартийный, не еврей". Я за конкретные права человека, и против абстрактных. В общем, я как Навальный:) — за правду везде и всегда.

Что меня сразу озадачило в преступлении Брейвика — почему он убил норвежцев, почему молодых, фактически детей, и почему он нигде и ни в чем даже намеком не проявил себя антисемитом? А ведь, несмотря на западную пропаганду и похвальбу толерантностью, у меня другие сведения. Делал я как-то небольшой ремонт в квартире, которую купил своей русской жене один француз, финансист какой-то, не миллионер, а наемный оператор финансами, типа брокера. Пару раз они пригласили за стол, ну и я изловчился, и как бы между делом и по поводу, наводящими вопросами поинтересовался — чем дышит французский работник финансового сектора. Оказалось — антисемит, не воинствующий, но всё таки — «евреи на всех ключевых постах и в бизнесе, и в управлении государством… » Ну, обычная наша тягомотина о том, что евреи засели в штабах. И это человек с высшим образованием, из цивилизованной Европы. И меня не обманула забота Гюнтера Грасса об иранском народе, которого хочет уничтожить некая страна тайно обладающая ядерной бомбой. Уши антисемитизма точат из этого стиха явным образом. И это в то время как мусульманские кварталы немецких городов превратились в зоны, куда немцам лучше не заходит под угрозой смерти. Врёт нобелевский лауреат, не иранский народ его беспокоит, а застарелый антисемитизм. Так что нет, не всё там гладко с толерантностью.

Те сведения, которые поступали по официальным и неофициальным либерально-демократическим каналам, были коротки и общи, по которым я никак не мог составить какую-то ясную картину. По радио услышал, что французская пресса полностью замалчивает аргументацию Брейвика, тогда как английская ведет подробный репортаж из зала суда. Английский я не знаю, и потому даже не искал английские источники, так как был уверен, что кто-нибудь все равно переведет. И вот перевод появился, но и он не внес никакой ясности в мои вопросы. Может быть не полный перевод всего текста не уместил ответы на вопросы почему норвежцев, почему в молодежном лагере, и почему не антисемит? И тут я встречаю вот эти фотографии из того молодежного лагеря, сопоставил с защитной речью Брейвика, с пропагандой наших либерал-демократов и СМИ, с пропагандой леваков всех мастей и национальностей, и всё выстроилось в понятную для меня картину.



Что я увидел на этих снимках? Не лагерь отдыха, а лагерь по подготовке антисемитов к практическим действиям и поддержке врагов евреев — арабов. Это с точки зрения Брейвика, ведь он исходит из того тезиса, что между мусульманским миром и христианским, идет война. Евреи в этой войне на стороне христиан, на стороне еврепейцев. При этом евреи несут основную тяжесть в этой войне — они на передовой. А тут в тылу, в Европе, находится лагерь по подготовке будущих воинов джихада. И точно так воспринимал этот лагерь Брейвик. Непонятно из каких соображений он вывел, что дети до 14 лет не отвечают за свои поступки и мысли, но он считает именно так, раз, по его словам, не убил ни одного ребенка младше 14 лет. Имея перед собой практический пример Югославии, где албанцы и сербы-мусульмане под руководством и защитой правозащитного Запада проводили геноцид по отношению в сербам, Брейвик вполне логично считал, что вот эти молодые люди, обучаются здесь ненависти к норвежцам и Норвегии, обучаются здесь совместным действиям с палестинскими арабами. Пооэтому Брейвик вполне логично считал, что эти молодые люди будут в будущем руководить и «балканизацией» Норвегии, непосредственно осуществляя уничтожение и изгнание норвежцев. И он считал, что убивая этих будущих руководителей геноцида норвежцев, он спасает не только тысячи и миллионы жизней норвежцев в будущем.

Я тут поначалу посчитал, что Брейвик в мыслях представлял себя в строю израильских военных, противостоящих арабским террористам, что он как бы участвует в настоящей и сегодняшней войне с арабами на стороне израильтян. Ведь израильтяне в его понятиях находятся на передовой позиции в войне исламского мира против христианского мира, и потому защищают не только евреев, но и норвежцев. Но никаких высказываний, подтверждающих это предположение в опубликованном отрывке не было, только то, что в лагере выступал с лекцией, по его мнению, видный норвежский коммунист.

При этом надо иметь ввиду, что не будучи ни в экономической, ни в политической элите, простой норвежец рабочего происхождения Брейвик, жил, или живут его знакомые, рядом с эмигрантами, и потому знает и воспринимает эмигрантов из исламского мира не через абстрактные общечеловеческие ценности и выдуманный фантастический мультикультурализм, а через непосредственную практику общения. И эта практика общения и общежития, которая как мы знаем на собственном опыте, национальной ненавистью к коренному населению, противоречит абстрактным понятиям общечеловеческих ценностей. И тут уже не разум, а инстинкт самосохранения, который сильнее и значимее, чем разум, не позволяет принять, и тем более действовать под руководством абстрактных ценностей. Инстинкт самосохранения требует защищаться, а не подставлять правую щеку после удара по левой.

Одним из признаков душевного заболевания является нерациональность логики мышления и действий. Любой нормальный человек сможет определить не только рациональность, но адекватность логики мышления и действий. И если действия человека следуют за его мышлением, то объяснение действий происходит обратным путём — через действия к логике мышления. Поэтому в определении психического заболевания является сопоставление и сравнение действительности с мышлением и действиями пациента. И тут есть одна засада — политические пристрастия психиатра. Ведь ему надо определить адекватность мышления и действий, и стало быть, психиатр сравнивает адекватность своего мышления и действий с адекватностью мышления и действий пациента. А это всегда различное качество сопоставляемых явлений.

Ведь в процессе диагностирования врач сопоставляет свою модель действительности, и, стало быть, свой образ мышления, с образом мышления пациента. И если образ мышления пациента не совпадает с образом мышления пациента, то отсюда автоматически следуют неадекватные действия пациента, и стало быть — диагноз.

Вот известный и хорошо изученный симптом бредового состояния — «еврейский заговор». Если бы Брейвик хоть как-то упомянул про еврейский заговор, я бы сразу поставил ему диагноз бредового состояния, и прекратил читать его защитную речь, и ни разу бы не вспомнил. Но он ни словом не упомянул бредни антисемитов. С этой стороны, Брейвик абсолютно здоров. Но этого мало, да и вообще, безотносительно к предметному наполнению бредовой идеи пациента, главным и принципиальным качеством для психиатра должно быть правдивое восприятие действительности. А правдивое и непредвзятое восприятие действительности у человека зависит от моральных, этических, и политических пристрастий самого психиатра. И вот в этом и состоит основная сложность в профессиональной компетентности психиатра.

В Советском Союзе, как известно, на процесс адекватного восприятия реальности психиатрами, оказывали влияние речи Генсеков, постановления заседаний Политбюро, и пленумов ЦК КПСС. Но и в царстве свободы и демократии всякий психиатр не может быть свободен от общества и господствующей идеологии. Вот представьте — черный расизм в США. Для белых он есть, они на собственной шкуре, смерти и жизни, это знают— Пушкин и автобус с неграми Но официально его нет, только белый расизм, хотя уж давно никто не сжигает негров на костре, и не вешает на кресте. Даже Ку Клукс Клан уже вычеркнул из своих заповедей убийство негров. И даже негров нет. Были, и нет. Зато появились те, кого раньше не было — афроамериканцы. Мало того, дело дошло до того, что стали исчезать мужчины и женщины, и всё больше стали появляться партнеры и родитель номер один, родитель номер два. Если сравнить эти идеологические заскоки с действительностью, то что должен сделать психиатр-профессионал? Он должен поставить диагноз, как минимум, шизофрении всем креаторам и проводникам этих идеологических догм, подтвержения которым в действительности не существует. Ни один психиатр там не посмеет сказать правду, они же тоже не сумасшедшие — заклюют, уволят, лишат лицензии, если не посадят в тюрьму. Там тоже, как и в Советском Союзе, на процесс установления диагноза влияет свой идеологический отдел. Или вот возьмем нашего писателя Лукьяненко. Имеет образование психиатра, и вместе с тем демонстрирует симптомы психического заболевания, в форме, образно выражаясь — путинизма! Ведь простое сопоставление разглагольствования Путина, и конкретной ситуации, демонстрирует полное противоречие — декларируемый патриотизм на деле оказывается произволом и беззаконием против конкретного человека, и это даже если не брать в сопоставление воровство власть имущих, ставленников Путина. Это вообще абзац — доктор-мозговед даже не пытается скрыть свои симптомы шизофрении! Ну это вообще фигзнатчто.

А в Норвегии тоже самое — там эмигранты из мусульманских стран исключительно все хорошие люди, а плохие есть у всех. Это правильно, с этим никто не спорит, вот только круговая порука хороших людей не позволяет демократическими мерами найти плохих. Как у нас на Кавказе, в Ставропольском и Краснодарском крае, да везде, где кавказцы поселяются маленьким или большим тейпом. Вот посмотрите ещё раз на приведенные фотографии. Там, насколько помню, как раз премьер-министр приехал приветствовать и присоединиться к праведному гневу молодых оболваненных норвежцев. Вот давайте влезем в белый халат психиатра и посмотрим на лозунг «Бойкот Израиля!», и размахивающих палестинским флагом детей. Можно понять, что они полностью и во всем поддерживают политику норвежской партии и правительства в отношении Израиля, который, по их мнению, осуществляет геноцид арабов-палестинцев.

Смотрим на израильскую действительность: евреи и арабы жили вместе. Арабская круговая порука сделал невозможным расследование и розыск террористов. При этом, как правило, зная то, что евреи соблюдают права человека, и как мужчины, не воюют против детей и женщин, арабы стали пользоваться детьми и женщинами как живым щитом. Это вообще подлость самой высокой меры. Израильские военные гибли из-за этой, с позволения сказать — «тактики» арабов. И вот это выражение человечности, благородства, и мужской гордости, наши норвежские блюстители общечеловеческих ценностей видеть и признать не желают. Здесь простое и всем понятное сравнение настоящего положения дел и реакции норвежской партии и правительства, демонстрирует твердо обозначенный и четко определённый симптом неадекватной реакции на действительность. А это шизофрения. И по внешним признакам непосредственного явления, всем издавна известная форма шизофрении — антисемитизм. Ведь научное определение в данной специфике не может строиться на уверениях пациента, он может сказать и утверждать, что не является антисемитом, однако, честный и профессиональный психиатр в определении диагноза должен исходить не из уверений пациента, а из объективных фактов действительности и их отражением в мышлении и действиях пациента. Таким образом, явные и четкие симптомы, как минимум, психического расстройства, показывают сами обвинители. А теперь сопоставим мышление и действия Брейвика, с действительностью.

Каково положение дел в действительности в Норвегии, мы знаем как из разных источников, так и проведя аналогию с собственным опытом совместного проживания с кавказцами. Сопоставив мышление и действия Брейвика с действительностью, можно сказать, что они полностью адекватны и рациональны. Даже в сравнении конкретного примера Брейвика и Гюнтера Грасса, Брейвик демонстрирует не только адекватность, но и честность. Он прямо говорит о тех мотивах и соображениях, которые толкнули его на свершение теракта. И сопоставив эти мотивы и суждения с реальностью, можно сделать однозначный вывод, что Брейвик не лжет. И наоборот, мышление Гюнтера Грасса являют собой нерациональность логики мышления и лживость его аргументов о защите, якобы, иранского народа. Поэтому единственным объяснением противоречия между посылом стихотворения Гюнтера Грасса, и действительностью, может быть только два — продажность или шизофрения. А поскольку никаких свидетельств и признаков продажности Гюнтер Грасс не обнаруживает ни в прошлом, ни в настоящем, то остается одно объяснение — шизофрения в форме антисемитизма.

Отсутствие признаков и симптомов душевного заболевания у Брейвика, видно и в характерном для здорового человека рассуждении. И по природе своей, и логически, наличие разума у человека предполагает и предписывает предварять всякое действие рассуждением. Это животное, лишенное разума, и маньяк с больной психикой, не рассуждают, а действуют повинуясь инстинктам и рефлексам. Разумный человек сначала в рассуждении взвешивает все аргументы и последствия, а потом действует в соответствии с уровнем и глубиной своего рассуждения. И мы видим, что Брейвик не только рассуждает перед своими поступками, но и над их последствиями. Он просчитывает их наперёд, он констатирует настоящее положение дел, соотношение сил и условия, и эти факты, которые он изложил, объясняя свой теракт, говорят твердо и однозначно, что Брейвик вменяем, он сознавал и трезво оценивал все факты и моральный аспект своих действий, контролировал их в ходе реализации. Всё это говорит, что он вменяем.

В действиях Брейвика, предшествующих теракту совсем не видно неадекватных реальности действий, что характерно для душевнобольных. Вполне нормален его уход в игру Варкрафт, как уход из реальности, которая враждебна к нему, в ту реальность, в которой нет навязанных абстрактных духовных ценностей. Живя в условиях, где его слово и мнение не имеет значения, и в условиях политического засилья и силового доминирования враждебных ему сил, и понимая, что в одиночку с ними не справиться, он вполне адекватно изначальным стремлениям человека ищет коллектив, единомышленников. Театр войны исламского мира — весь мир, и потому в соответствии с этим, нужна также мирового масштаба организация, союз единомышленников мирового масштаба. Но время, как важнейший фактор военных действий, не оставляем ему выбора, и потому ничего не оставалось как стать героем-одиночкой. А это теракт. Адекватность здесь я вижу в том, что власть абстрактных общечеловеческих ценностей показывает твердое нежелание менять что-либо в своей политике, и потому его выбор вполне закономерен. Ещё раз повторяю, что я не даю моральную оценку его теракту, хотя чувствами и разумом я осуждаю его. В логике и в понятиях героя-одиночки его действия вполне разумны и логичны. Видя и понимая, что наступление исламского мира при этой власти не остановить, и что уничтожение его мира чужим миром, замалчивается официальной пропагандой, он принял самое логичное в его положении, и с его мышлением, решение — громким преступлением сломать стену умолчания, надеясь на то, что оно заставит не сменить политику, а обратить внимание на проблему, и подвигнет официоз к публичному и свободному обсуждению проблемы. Исходя из этих соображений, его преступление никоим образом нельзя определить как проявление душевного заболевания, логика его преступления вполне рациональна, в отличие от нерациональной логики настоящего душевнобольного.

Душевное здоровье Брейвика я также вижу и в том, что он не выводит идеологическую основу своего теракта из исторических изысканий, как это делают творцы различных бредовых теорий «национального угнетения». Он даже не обращается за идеологической поддержкой к наследию таких идеологов как Гитлер, он везде и во всём в непосредственности сегодняшнего дня, в фактах своей жизни, в реальности сегодняшней жизни. А его обвинители напротив — в оторванных от реальности абстракциях и благих фантазиях общечеловеческих ценностей. Недаром судья демонстрирует нетерпимость, нескрываемое желание лишить Брейвика слова. 20 листов его речи — это совсем ничего, даже в медленной речи 40-50 минут, но и ту ему пришлось сократить до 13 листов. Если бы они хотели разобраться в причинах теракта, то не стали бы ограничивать свободу слова, которая по их же идеологическим догмам неотъемлема даже от Брейвика. Он не взял на вооружение какую-либо готовую бредовую теорию и решение, как берут некоторые готовые теорию и решение о всеобщей виновности евреев, он не назначил норвежских политиков евреями, как это делают наши особо упоротые националисты. Он сам в своем рассуждении и опираясь только на факты реальности, пришел к выводу, который и подвигнул его на теракт. И это рассуждение знаменует собой качественный скачок в развитии рабочего класса и социальных низов на Западе, которое ещё не осознали верхи, и вряд ли захотят признать. В то время как исламские фанатики пользуются и берут на вооружение уже готовые теории и решения, Брейвик своим рассуждением пришел к своему аутентичному выводу и решению, без помощи каких-то существующих теорий. И более того — Брейвик вообще не подводит под свой теракт какую-либо теорию, у него нет теории. У него понятная и четко определимая простая простая форма непосредственного адекватного ответа на сиюминутную ситуацию действительности. А это означает, что лживость существующих демократических теорий и догм, понятна уже и простому человеку. Существующие догмы и теории уже перестали действовать на европейские социальные низы, и потому за Брейвиком последуют новые и новые, и тоже без теоретического обоснования своего практического решения. Из того, что Андерс Брейвик здоровее, чем западные догматики прав человека и запутинского патриотизма, следуют определённые выводы и следствия, о которых позже.

Букв много, но итак сократил насколько посчитал возможным. Здесь материала открывается вообще на целую книгу. Так что если какой-то литературный агент читает эти строки, то при условии заказа напишу книгу. У нас издать тоже можно будет, но реализовать через торговые сети, как все понимают и знают, будет нельзя.
Анализ сделан по тексту АПН
Фотографии использованы из журнала

Просмотров