Как поставить на велосипед мотор: установка и пошаговая инструкция. Самодельный велосипед с мотором Установка бензинового мотора на велосипед

Если вы загорелись желанием сделать велосипед с мотором своими руками, то готовьтесь к тому, что вам придется немного потрудиться. В этой статье расскажем, как установить мотор колесо на велосипед и как сделать велосипед с мотором от бензопилы своими.

ВЕЛОСИПЕД С МОТОРОМ СВОИМИ РУКАМИ: УСТАНОВКА МОТОР КОЛЕСА

Самым простым и доступным способом сделать велосипед с мотором своими руками является установка мотор колеса. Подключение мотор колеса – это не такая простая задача, как может подумать человек, никогда с этим не сталкивавшийся. Самой трудной частью данного процесса является подключение электрики.

Купив мотор-колесо, вы становитесь так же обладателем контроллера, системы Pas, ручки «газа», зарядного устройства и ручки тормоза, которые идут в комплекте.

Поскольку работать мотор-колесо заставляет переменный ток, необходимость контроллера обусловлена потребностью преобразовать постоянный ток от АКБ в переменный.

Система PAS нужна для того, чтобы выполнить активацию электродвигателя в момент вращения педалей велосипедистом.

На специальных тормозных ручках расположен микровыключатель, созданный для того, чтобы отсекать ток питания от мотора в момент торможения.

Для собственноручной установки мотор колеса, понадобится выполнить следующие действия:

  • Первым делом, нужно поставить велосипед колесами кверху, и провести демонтаж старого заднего колеса. На место старого колеса нужно будет установить новое колесо с электромотором. Мотор-колесо устанавливается так, чтобы пучок силовых проводов находился слева, по направлению движения велосипеда. Если это требование не будет учтено, то мотор-колесо просто будет крутиться в другом направлении.
  • После закрепления мотор колеса, потребуется закрепить батареи на велосипедную раму и подключить контроллер. Подключая контролер, очень важным моментом является его дополнительная изоляция. Можно, к примеру, защитить прибор целлофановым пакетом.
  • Далее ведется подключение остального оборудования. Не стоит забывать, что всю электронику нужно подключать к АКБ через плавкий предохранитель на 20А, он не даст системе сгореть, если случится короткое замыкание. Подробную схему по монтажу и подключению вы найдете в комплекте поставки мотор колеса.

ВЕЛОСИПЕД С МОТОРОМ ОТ БЕНЗОПИЛЫ СВОИМИ РУКАМИ

Со временем, многим велолюбителям надоедает просто крутить педали, и их инженерный талант и фантазия толкают их на такой шаг, как установка двигателя на велосипед. В качестве «донора» для мотора отлично подойдет бензопила. Но вот, как собрать велосипед с мотором от бензопилы своими руками? В этом и попробуем разобраться.

Возьмем двигатель от бензопилы, мощность которого равна 1,5 л.с. Многие усомнятся, что мотор такой мощности сдвинет с места велосипед со 100-килограмовым велосипедистом, но, поверьте, не стоит беспокоиться: велосипед будет без труда разгоняться и набирать скорость 30–35 км/час.

Ради справедливости, нужно сказать, что разгон быстрым не назовешь, но езде это не мешает. Что хорошо, так это то, что с таким мотором вы почти не будете чувствовать запах бензина, что делает возможным такую опцию, как хранение дома.

Естественно, во время езды раздается треск, как от обычной бензопилы, что означает, что двигаться вы будете с довольно громким звуком.

Двигатель устанавливается над рамой под седлом при помощи металлического хомута. Можно купить крепление от производителей веломоторов, и они будут оснащены перфорацией, чтобы регулировать высоту, на которой будет установлен мотор, но это уже излишества.

Крепление втулки, к которой осуществляется натяжение ремня от двигателя, выполняется специальными шайбочками и винтиками. Существуют втулки различных диаметров для разных колес: от самых маленьких до просто огромных, под 28-дюймовые колеса.

Внутри у данных втулок прорезиненная поверхность. Исходя из сказанного ранее, не сложно догадаться, что приводной ремень нужно подбирать, учитывая диаметр втулки и диаметр колеса. Важным моментом является и то, что втулка должна быть закреплена ровно, исключая любые перекосы.

Рычаг «газ». Его управление производится при помощи тросика, регулирующего угол, на который отклонится заслонка в карбюраторе двигателя. Данный рычаг похож на тормозной от велосипеда, это значит, что газовать вы будете, не поворачивая ручку, как в мопеде, а нажимая на рычаг, как в бензопиле.

Продавцами моторов для велосипедов предлагается вариант, который крепится на руле, но лучше подвести тросик газа к ручке передних тормозов, а сами тормоза снять, так как, учитывая малый вес транспортного средства, вы обязательно сделаете сальто вперед, если нажмете передний тормоз на скорости даже 20 км/час.

Подытожим результат, который вы должны получить: великолепный мотовелосипед по низкой цене. Очень шустрый и приносящий море удовольствия. Хотя, в подобном варианте есть и свои минусы: из-за шума, каждая собака в дачном поселке считает вас личным врагом, пытаясь вас догнать и укусить!



Буду писать не спеша, не всё сразу.
Мотовелосипедами с триммерным
мотором я увлекся после того, как однажды зимой прокатился на МТБ с
ременным велодвигателем Комета. После Дэшки, которая была у меня тогда,
это был культурный шок, мягко говоря. Дэшка была продана, а в замен
куплен горный велик Стелс 850 и веломотор Комета 1.5 (1.5 л.с., 33сс).
Дальше была история недолгого коммерческого сотрудничества с Кометой,
покатушки и разочарование в ременной схеме. Решил строить неубиваемый
всепогодный мотовел с цепным приводом. Ну и построил.
Конструкция
была такая: стойка согнутая из алюминиегого профиля 20х5, шестеренчатый
понижающий редуктор 5:1, звезды от китайского минибайка, ведомая звезда
была проточена и прикручена к втулке колеса, моторную и педальные звезды
разделял алюминиевый экран, часть звезд из кассеты велика были сняты.


И в первый же выезд поехал на знаменитую "гонку века":



Мотовел на гонке показал себя хорошо, не смотря на то, что до этого ни
разу не ездил. Но, как и большинство неотработанных конструкций, на
обратном пути развалился. И разваливался еще много раз пока опытным
путем не были устранены фундаментальные косяки конструкции.

Поподробнее о косяках:


Косяк номер раз - цепь от китайского минибайка тянулась так быстро, что
длины пазов для натяжения цепи стало нехватать. Моторама к которой
крепился мотор с редуктором была переделана под натяжение неподвижным
роликом с эксцентриком:



Но это нифига не помогло - цепь продолжала очень сильно тянуться да еще
и ролик стачивался. Поставил подпружиненный натяжитель, больше
растяжение цепи меня не беспокоило. Т.е. цепь то тянуась так же, но
натяжитель её вовремя подтягивал:



Косяк номер два - от вибрации лопалась алюминиевая стойка, сломал их штуки 3. Потом надоело и сделал стальную (6х20).
Её видно на фото вместе с усовершенствованным натяжителем на подшипниках:


Параллельно с этим присутствовало странное явление: при движении
накатом на приличной скорости в трансмиссии происходили сильные удары,
их природу я не мог понять до определенного момента. Как оказалось, при
вертикальном положении цепи при движении накатом в момент когда ведущая и
ведомая ветви цепи меняются ролями, а натяжитель отжимался на весь ход
тянущей ветвью, происходило провисание цепи под ведомой звездой.
Провисанию способствовало то, что ведущая звезда при движении накатом
мотор притормаживал ведомую ветвь цепи. В результате провисания зезда в
один прекрасный момент охватывала звезду не каждым звеном, а с
исключением части звеньев, получалось что цепь вдруг становилась короче,
чем расстояние между звездами - в этот момент следовал нефиговый такой
удар. Когда удары наконец прикончили и стальную стойку я стал
придумывать принципиально другое решение.


Долгие раздумия и
наблюдения при езде помогли придумать выход - обгонную муфту между
мотором и колесом! При такой схеме ведущая и ведомая ветви цепи
принципиально не могут поменяться ролями, а, следовательно, не будет и
пресловутого провисания цепи. За одно решил избавиться от дрянных
китайских звезд и цепи которые хрен где купишь (это при крайне низком
ресурсе). Сказано - сделано:


Велосипедный фривил на вал редуктора:



Ведомая звезда ХВЗ на 51 зуб (для эксперимента была прикручена к старой):

Общий вид:


Решение оказалось удачным, все удары прекратились. Ездить стало очень
кайфово, ресурс компонентов возрос, все было круто. Так я проездил около
1000 километров.

Конструкция меня так воодушевила, что я решил наладить серийный выпуск.


Для серийного веломотора важны несколько аспектов: доступность
комплектующих, надежность, максимально простая установка, унификация. В
связи с этим было проведено несколько модернизаций:

Крепление
ведомой звезды к спицам через специальную фасонную планшайбу.
Подразумевает крепление на любое колесо с 32 или 36 спицами. На каждую
спицу одевался специальный хомут, который притягивался винтом к
планшайбе. К планшайбе винтами крепилась ведомая звезда.






На ведомую звезду сделал ограничительный экран. Он разделял педальную и
моторную цепи. В дальнейшем был установлен с обоих сторон ведомой
звезды. Это полностью исключает возможность соскакивания цепи со звезды.





Стойка была сделана составной. Это позволило обеспечить возможность
регулировки положения привода относительно колеса, комплект стало
возможно ставить на практически любой велосипед.




Переходник для фривила на редуктор сделал стальным вместо алюминиевого. Алюминиевый быстро изнашивался в шлицах.


Были сделаны капролоновые ролики натяжителя:



В таком виде комплект получился достаточно универсальным и надежным. В
момент начала продаж комплект обрем название "Заяц". Комплект имел
следующие характеристики:

- Двигатели Texas (2Т, 1.5 л.с. - 33сс и 2 л.с.-42сс) или Honda GX35 (4T, 1.6 л.с. - 35сс)
- Вес комплекта 7 кг.
- расход топлива 1.5-2.5 литра в зависимости от мотора.
- Максимальная скорость 52-58 км/ч в зависимости от мотора
- Легкий педальный ход велосипеда с сохранением передач
- распространенные и легкодоступные расходники.
- всепогодность и надежность

Были у комплекта и недостатки:

- Качество минибайковских редукторов плавало от партии к партии.
Какие-то ходили тысячи километров, какие-то клинили, шумели, текли,
попадались кривые чашки сцепления

- Цепь надо смазывать, а смазанная цепь пачкается.
- С велосипедной кассеты необходимо снимать 3 крайних левых звезды.
- Достаточно сложная установка, требовалась точная центровка звезд и подгонка некоторых элементов по месту.


В общей сложности было сделано 20 коммерческих "Зайцев" разной степени
модернизированности и комплектации + 1 мой экспериментальный + 1 был
собран из заначки запчастей для знакомого. Итого 22 штуки. Вот фото
товарных экземпляров в сборе с велосипедами:








По определенным причинам производство пришлось свернуть. Но вся
документация, чертежи и прочее у меня остались, так что, возможно, у
истории будет продолжение...


На мотовелосипедах "Заяц" совершались всякие безумные поездки. Например, съездили с bleonid"ом на двух "Зайцах" в Ярославль:

Мотовелосипед своими руками

Не любитель я скоростной езды: 40-50 км/ч в окрестностях дачи для меня - вполне быстро. И чтобы перемещать сто килограммов «моего величества», не нужны ни запредельная мощность, ни слоновья масса везущей «железяки».

Кто-то присоветует: ну так возьми скутер-«полтинник»!

Во-первых, «табуретки» дороговаты. Во-вторых, в деревне, где дача, это «техника до первой поломки» - вряд ли за 300 км от города я запросто найду, если понадобится, импортную запчасть.

В-третьих, скутер много весит: как на легковой машине довезти его до дачи? Ездочить своим ходом? Не смешно! После 300 км пути я останусь без рук, без ног, без пятой точки...

«Породнившиеся» два «бездельника» едут на дачу .

Когда я об этом размышлял, попался мне на глаза материал «Едем стоя» в «Мото» №9 за 2005 г. Автор рассказал, как приспособил моторчик «дешку» к самокату. Зацепило - и я рванул на велорынок.

Да вот беда, продавцы в один голос утверждали, что сейчас «дешку» не выпускают (может, врали?). Не знаю, чем бы все закончилось, но вспомнил про «Крота». Того, что «живет» у меня на даче и культивирует землю всего два дня в году: один - в мае, второй - в сентябре. Его 60-кубовый двухтактник вдвое мощнее «дешки» - 2,6 «лошадки» против 1,3. Собран вместе с бензобаком, глушителем, ручным стартером, воздушным фильтром и редуктором. И я решил приспособить его к другому «бездельнику» - складному велосипеду, что уже три года пылился на антресоли.

Рычаг газа (указан стрелкой).

Из 5-мм листа дюрали сделал полочку, установил ее вместо заднего багажника. В вертикальной плоскости ее держат две стойки от старого велосипеда. В продольной - отверстие, которым она надета на трубу, в отверстии закреплено седло. А поперечную устойчивость конструкции гарантирует откос с правой стороны. К этой достаточно жесткой конструкции и прикрутил четырьмя болтами мотор.

Слева на руле: 1 - рычаг выжима сцепления; 2 - рычажок фиксатора; 3 - кнопка выключения зажигания.

Привод на заднее колесо сделал ременным, с натяжным роликом от ГРМ ВАЗа-«восьмерки». Ведущий шкив оставил штатный, а ведомый подошел по передаточному отношению от мотоблока МБ. Он алюминиевый, двухручейный. На токарном станке срезал лишний ручей - тот, что пошире. А как прикрепить шкив к колесу? Нашел еще один шкивок (наклон боковых поверхностей большинства шкивов соответствует углу наклона спиц), сделал в нем «болгаркой» пропилы, совпадающие с перекрестиями спиц. Установил его точно по центру колеса с помощью специальной втулки. Просверлил в нем отверстия и болтами прижал к спицам через большие шайбы. А уже к нему прикрутил тремя винтами ведомый шкив. Передаточное отношение получилось на редкость удачным. И еще: ведущий шкив - двойной, а рядом с движком на полочке достаточно места для небольшого генератора. Улавливаете нить?

Механизм сцепления: 1 - трос; 2 - пластина; 3 - болты - направляющие пластины; 4 - ролик; 5 - пружины.

У «Крота» нет механизма сцепления. А почему бы ременному приводу не передать его функции? Для этого ролик, натягивающий ремень, не стал закреплять жестко - его постоянно поджимает пружина. Если, сжав ее, отодвинуть ролик, ремень пробуксовывает. Вот вам и сцепление! Рычаг выжима сцепления самодельный. Свободный ход пластины с роликом - целых 7 см (это с запасом - ведь ремень со временем вытягивается), а у мотоциклетных рычагов сцепления он не более 2 см. Что получилось, видно на фото. Недостаток конструкции в том, что приходится напрямую, без усиливающего плеча, «бороться» с пружинами натяжного ролика. Но это можно перетерпеть - у моего аппарата нет коробки передач, так что работать рычагом сцепления приходится очень редко - только во время старта и остановки. Рычаг в зажатом положении фиксирует маленький стопорный рычажок. Он выручает, когда нужно выключить сцепление надолго, например, при езде «по-велосипедному». Вместо троса сцепления в оплетку вставил тонкую стальную проволоку, смазанную литолом. У оплетки нет крутых изгибов, так что проволока в ней перемещается легко. Главное достоинство такой замены - проволока намного надежнее дефицитного в деревне троса.

Главный компонент - под бейсболкой .

Передний и задний тормоза - обычные велосипедные. Остальные органы управления на руле - штатные от «Крота»: слева - «глушилка», справа под большой палец - рычаг газа.

В декабре провел испытания. Запуск моторчика - шнуром. Стартовал при помощи педалей. Два-три оборота - и о них можно забыть.

Кстати, вентилятор принудительного охлаждения «Крота» гарантирует, что мотор не перегреется на небольшой скорости. Попросил знакомого водителя автомобиля проехать синхронно со мной, чтобы зафиксировать скорость. Вышло, что «максималка» - свыше 60 км/ч. Но такая скорость показалась мне опасной - велосипед все-таки. А при 40 км/ч - сплошное удовольствие! Для этого движка «сорок» - прогулочный режим. Любой подъем для него - пустяк.

Так крепится ведомый шкиф к колесу: 1 - ведомый шкиф; 2 - проточенный шкивок; 3 - болты с большими шайбами.

Что я получил? То, что хотел. В багажник моих «Жигулей» просто уложить индивидуальное складное транспортное средство массой 32 кг (велосипед - 20, мотор - 12), способное перемещать «мое величество» со скоростью 60 км/ч и чуть быстрее. На сборку-разборку уходит от пяти до десяти минут. Расход бензина - не более 2-2,5 л на 100 км. Ломаться в моей конструкции нечему. В запасе достаточно держать ремень, один-два метра сталистой проволоки и натяжной ролик от «восьмерки»! А на крайний случай есть педали.

Так крепится ведомый шкиф к колесу: 1 - ведомый шкиф; 2 - проточенный шкивок; 3 - болты с большими шайбами.

Общие данные:

  • сухая масса - 32 кг,
  • длина - 1830 мм,
  • высота - 1100 мм,
  • высота по седлу - 850-950 мм,
  • ширина - 600 мм,
  • база - 1230 мм,
  • дорожный просвет - 180 мм,
  • обьем бензобака - 1,8 л,
  • максимальная скорость - больше 60 км/ч.

Двигатель - «Крот», рабочий объем - 60 см3, мощность - 2,6 л.с., карбюратор - К60В.

Трансмиссия:
самодельный ременной привод, ремень - 1400 мм,
ведущий шкив - штатный 60 мм, наружный диаметр ведомого шкива - 255 мм
(оптимален при диаметре колеса 600 мм). Ходовая часть:
складной велосипед «Импульс».

Шины:
передняя и задняя - 47-507.

Тормоза:
штатные велосипедные. Электрооборудование: пока отсутствует.

Модели. Но в последнее время все более распространенными становятся устройства с бензиновым силовым агрегатом. Бензиновый двигатель для велосипеда - весьма спорное устройство, которым можно модернизировать транспортное средство.

В отличие от других устройств, мотор влияет на конструкцию настолько, что практически переводит ее в класс мопедов. Стоит ли делать байк самоходным и какой мотор для этого можно использовать?

Виды

Раньше единственным способом моторизации была установка на раму двигателя от бензопилы или газонокосилки - сегодня легко найти бензиновый мотор для велосипеда в комплекте для сборки.

В такой комплект входят все необходимые детали, чтобы собрать велосипед с бензиновым мотором: ДВС, сцепление, дроссельная заслонка, рукоятка акселератора, цепь, которую при необходимости можно , бензобак, система привода и даже усиленный багажник для монтажа.

Выпуском таких наборов занимаются отечественные производители и фирмы из Азии , в которой мотовелосипеды стали очень популярными.

Бензиновый мотор для велосипеда из комплекта намного проще, чем автомобильный двигатель - имеет всего один цилиндр небольшого объема (до 50 куб. см) и малую мощность (1–2 л. с.). Однако, как и все ДВС, эти моторы делятся на два вида:

  • двухтактные;
  • четырехтактные.

Двухтактные

К первой группе относится линейка двигателей «Комета» . Модели имеют мощность от 1 до 2 л. с., позволяют разгоняться до 50 км/ч. Оборудованы подвеской и ременным приводом, который является одновременно демультипликатором, за счет чего вырастает крутящий момент мотора.

Важно! Ремень не лишает возможности самостоятельно крутить педали, если закончится топливо или двигатель на велосипед, цена которого достаточно высокая, сломается.

Еще один представитель двухтактных моторов - китайский F50/F80 , собираемый по аналогии с советским «Д-5». Имеет меньшую мощность - 1,5 л. с., разгоняет велосипед до 30 км/ч. Заводится с хода. Отличается малым расходом топлива - 1 л на 100 км.


Четырехтактные

Четырехтактные двигатели - это комплекты от японских фирм Honda и Yamaha . Имеют большую мощность - до 4 л. с. Байк с таким мотором максимально приближается к мопеду - даже стартовать можно, не помогая педалями. Цена бензинового двигателя на велосипед такого типа гораздо выше, чем у двухтактного, а найти его сложнее - именитые компании активно переходят на производство электрических моторов, и ДВС постепенно пропадают из продажи.

Преимущества и недостатки

Невозможно определенно сказать, правильным ли решением станет установка мотора на велосипед. Этот агрегат имеет множество существенных минусов:

  • усложнение конструкции . Даже за обычным велосипедом нужно постоянно ухаживать, на что у многих нет времени или желания. А за мотовелосипедом следить нужно еще тщательнее. Кроме того, силовой агрегат и дополнительные детали, в отличие от авто или мотоцикла, здесь ничем не защищены;
  • увеличение массы транспортного средства . С ним становится сложнее управляться;
  • повышение опасности эксплуатации - как для водителя, так и для окружающих. Велосипед с силовым агрегатом ездит на скорости 30–40 км/ч, остановить его сложнее, а попав в аварию можно получить гораздо более серьезные травмы, чем при обычной езде;
  • для обеспечения безопасности пешеходов ездить приходится по автомобильным дорогам , что может быть попросту страшно;
  • необходимо возить с собой запас топлива и масла ;
  • байк лишается бесшумности и экологичности ;
  • транспортное средство перестает быть спортивным и оздоровляющим снарядом;
  • для законной езды на велосипеде с мотором нужны права категории «М» .


Однако и достоинств достаточно:

  • можно проехать большее расстояние за меньший срок, что важно для велотуристов;
  • использовать мотор можно только для подъема в гору или по мере усталости, если физической формы не хватает;
  • высокая экономичность эксплуатации при большой скорости передвижения. Езда на мотовелосипеде обходится дешевле любого другого транспорта;
  • если мотор выйдет из строя, не придется вести байк «под руку» , как мопед - добраться до дома можно традиционным педальным способом;
  • хотя на коротких дистанциях исчезает польза для здоровья, при регулярных дальних поездках ситуация обратная - снижается риск повредить колени , с чем сталкиваются многие активные велотуристы.

Установка мотора

Существует два основных способа, позволяющие сделать велосипед с бензиновым мотором своими руками:


Нередко встречаются навесные бензиновые двигатели для велосипедов. При желании его можно поставить и на вилку у руля, сделав велосипед переднеприводным, или даже обеспечить полный привод двумя моторами. В этом случае понадобится установка двойного амортизатора, как на .

Важно! Независимо от способа установки силового агрегата необходимо защитить велосипед от вибраций при помощи подвески.

Цена

Сегодня практически в любом веломагазине можно найти велосипеды с мотором на бензине. Цена таких моделей зависит от типа двигателя, его мощности, объема и других характеристик.

Использование велосипеда в качестве транспорта имеет ряд очевидных преимуществ. Он недорог, экологически чист, позволяет поддерживать хорошую физическую форму. С ним любая поездка превращается в приятную прогулку. Ежедневный маршрут из дома на работу и обратно приносит лишь удовольствие, ведь байк позволяет избежать пробок в часы пик и избавляет от необходимости штурмовать переполненные вагоны метро или салоны автобусов.

Но если ваш офис находится в другом конце города, рельеф которого представляет собой сплошные подъёмы и спуски, то лёгкая прогулка превращается в тяжёлый труд, а каждый пройденный метр напоминает вам о муках первых христиан. Когда же, наконец, вы попадаете на работу, то чувствуете себя усталым и измождённым. Ваше тело требует отдыха, а ведь впереди ещё целый трудовой день. Перспектива того, что вечером придётся проделать весь путь в обратном направлении, тоже не способствует поднятию настроения. Если к тому же отсутствует возможность принять душ, то весь день вас будет сопровождать стойкий запах пота.

Что же делать, если расставаться с байком не хочется, но искать работу поближе к дому тоже как-то не с руки? В этом случае можно приобрести велосипед с моторчиком или установить двигатель на уже имеющийся. Промышленно изготовленный вариант не требует доработок, но стоит довольно дорого и часто имеет не слишком привлекательный дизайн. Чтобы снизить себестоимость, производители используют в этих велосипедах дешёвые комплектующие и рамы из хайтена. В результате такой байк весит более 20 кг, и если двигатель по какой-либо причине откажет, передвигаться на нём с помощью педалей будет очень нелегко.

Электровелосипеды Apollo

Самодельный велосипед с мотором лишён этих недостатков. В прошлом подобные аппараты были довольно неуклюжими и использовались в основном подростками, но сейчас рынок предлагает широкий спектр решений, с помощью которых можно своими руками превратить обычный байк в высокотехнологичное транспортное средство. Такая переделка не потребует каких-либо серьёзных технических знаний, поэтому стоит остановить свой выбор именно на этом варианте.

Двигатели для велосипедов

Перед началом работ следует определиться с типом силового агрегата, который вы собираетесь использовать. При выборе следует руководствоваться такими критериями, как вес и предпочтительный вид используемого топлива. Основных видов всего два, так что сильно ломать голову не придётся:

  • Двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Долгое время бензиновый моторчик оставался единственно возможным решением, доступным для установки на велосипед. Чаще всего это были переделанные бензопилы и газонокосилки. Сейчас найти подходящий малогабаритный двигатель не составит труда.
  • Электродвигатель. Ещё совсем недавно он был явным аутсайдером, но появление компактных аккумуляторных батарей высокой ёмкости позволило ему отодвинуть бензиновый мотор на задний план.

Бензиновый двигатель

Использование ДВС позволяет легко развивать значительную скорость, и это обстоятельство часто становится решающим фактором при выборе силовой установки. Однако не стоит забывать, что велосипед остаётся всё тем же велосипедом, и его узлы не рассчитаны на такие высокие нагрузки. Необходимо постоянно следить за его техническим состоянием, иначе он может попросту развалиться в самый неподходящий момент.

Обычно бензиновый мотор устанавливается на багажник или крепится к раме. В обоих случаях для сообщения крутящего момента от двигателя к колесу потребуется передача того или иного вида, что увеличивает сложность и массу конструкции. Не стоит забывать и о весе самого двигателя, а также запаса топлива, который придётся возить с собой. При выходе мотора из строя езда на таком велосипеде с помощью одних педалей будет весьма непростым занятием.


Велосипед с мотором от бензопилы

Использование бензина в качестве топлива убивает саму идею о недорогом и экологически чистом виде транспорта. Во время прогулки вместо пения птиц вы будете слышать только треск мотора, а если надумаете , то в вашей квартире всегда будет пахнуть, как на бензоколонке.

Ещё один аспект, который требует пристального внимания, относится не к технической, а правовой стороне вопроса. Во многих странах использование велосипедов, оснащённых ДВС, требует регистрации и наличия прав соответствующей категории.

Совокупность всех этих обстоятельств позволяет смело исключить бензиновый мотор из рассмотрения. В самом деле, зачем в очередной раз «изобретать велосипед» (или мотоцикл), если на рынке и без того полно доступных скутеров и мопедов. Поэтому стоит оставить ДВС в стороне и перейти к рассмотрению второго варианта, который сейчас является приоритетным.

Электрический велосипед

Хотя идея сделать велосипед с электрическим приводом появилась ещё в конце XIX века, уровень развития электротехники не позволял в полной мере использовать её на практике. В начале 90 годов прошлого века произошёл всплеск интереса к подобным устройствам. С тех пор байк занял прочные позиции среди городских видов транспорта, а его популярность с каждым годом только растёт.


Электровелосипед в Эстонии

Для переоборудования велосипеда понадобятся электродвигатель, аккумуляторная батарея, контроллер, а также приспособления для управления. Всё это можно легко приобрести в магазине или через интернет. Однако перед установкой следует решить, какой вид привода лучше поставить на байк.

Первым делом следует исключить из рассмотрения двигатель с фрикционной передачей, так как его низкая надёжность и недостаточная эффективность не позволяют достичь при его использовании сколько-нибудь приемлемых результатов. Остаётся два варианта: подвесной двигатель и мотор-колесо, и оба имеют свои плюсы и минусы.

Подвесной мотор

У подвесных велосипедных двигателей есть ряд преимуществ. Они поставляются в виде готового комплекта, установка которого своими руками не вызывает никаких затруднений; двигатели легко крепятся на раму или прямо на каретку, имеют небольшие габариты и вес. Существуют также варианты электромотора, интегрированного в кареточный узел. Многие из них позволяют переключать передачи, используя уже имеющуюся велосипедную трансмиссию. В конструкции некоторых двигателей заложена опция рекуперации энергии, существенно экономящая заряд аккумулятора. Мощность таких электродвигателей колеблется в диапазоне от 250 до 2 тыс. Вт, что даёт возможность развивать довольно приличную скорость.


Серийный подвесной электродвигатель

Но у этого решения помимо многочисленных достоинств есть один огромный недостаток – высокая цена, сравнимая по величине со стоимостью заводского электровелосипеда. Если добавить сюда затраты на приобретение аккумуляторной батареи, контроллера и прочих запчастей, то выгода данного варианта становится совсем неочевидной.

Дешёвый транспорт превращается в весьма дорогой, и далеко не каждый согласится пойти на подобные издержки.


Велосипедный двигатель фирмы BOFEILI

Альтернативой заводскому комплекту может стать сборка силового агрегата из доступных запчастей. Часто для этих целей используются двигатели от различной бытовой техники или электроинструментов. Установка такого мотора своими руками может стать нетривиальной задачей, особенно для людей, не обладающих навыками механика. Некоторые из проблем уже упоминались при рассмотрении бензинового двигателя. Во-первых, это увеличенные нагрузки на узлы велосипеда, вызванные повышенной скоростью. Во-вторых, необходимость использования ременной или цепной передачи, что усложняет конструкцию и увеличивает вес.


Самодельная передача

Трудно посоветовать что-то конкретное тем, кто решился самостоятельно взяться за подобный проект, так как каждый случай индивидуален и зависит от множества факторов. Можно привести лишь несколько общих соображений.

  • Для начала следует выбрать подходящий по мощности и габаритам двигатель. Если он должен лишь помогать крутить педали и снижать физическую нагрузку, то подойдёт небольшой моторчик мощностью 200–250 Вт. Если же вы стремитесь к высоким скоростям, то придётся подыскать модель на 350 Вт и выше.
  • Затем нужно тщательно продумать крепление двигателя, выбрать для него подходящее место, правильно рассчитать параметры передачи, длину цепи или ремня. Используйте уже известные, хорошо зарекомендовавшие себя решения. Это убережёт вас от серьёзных ошибок, сэкономит время и деньги.
  • Не стоит чрезмерно увлекаться и пытаться сделать революцию в технике. Для некоторых людей важен сам процесс технического творчества. Они проводят массу времени, постоянно что-то переделывая и улучшая. Можно с почти стопроцентной уверенностью сказать, что их агрегат, собранный из самых невероятных компонентов, никогда не будет завершён. Такие «франкенштейны» обречены провести всю свою жизнь в гараже, а если и покидают его для испытаний, то едут недалеко и недолго, сразу ломаются и возвращаются в мастерскую для доработки и усовершенствования.
  • Уделите особое внимание прочности конструкции. Именно от неё зависит ваше здоровье, особенно если вы собираетесь поставить мощный двигатель.

Мотор-колесо для велосипеда

Самая популярная и доступная разновидность электродвигателя для велосипеда – мотор-колесо. Это устройство лишено многих недостатков, присущих подвесным моторам. Оно представляет собой электродвигатель постоянного тока, вмонтированный прямо в ступицу. Его мощность колеблется в самых широких пределах, что позволяет легко подобрать версию, соответствующую вашим запросам. Оно гораздо дешевле и практически не меняет внешний вид байка. Установка моторколеса не занимает много времени, и с ней легко справится любой, кто умеет читать инструкцию, а для остальных существует большое количество рисунков и видеороликов, детально иллюстрирующих процесс.


Комплект с неоспицованным мотор-колесом

Как правило, производитель предлагает два вида поставки: неоспицованный мотор и готовое колесо со спицами и двойным ободом. Первый вариант позволяет вставить двигатель в уже имеющееся колесо, а второй полностью готов к использованию, недостаёт только покрышки с камерой. Обычно в набор также входят контроллер, ручки газа и тормоза, соединительные провода, крепёж и зарядное устройство. Аккумуляторную батарею чаще всего приходится покупать отдельно.


Велосипед с установленным впереди мотор-колесом

При выборе моторколеса следует обратить внимание на соответствие размеров его втулки расстоянию между ногами вилки или перьями рамы. Если её длина будет больше, то их придётся раздвигать, что крайне нежелательно.

Трансформация простого велосипеда в электрический обычно занимает всего полчаса. Мотор-колесо легко устанавливается как спереди, так и сзади. Можно использовать сразу два двигателя и получить в итоге полноприводный байк. Далее подключается контроллер, батарея закрепляется на раме или подседельной трубе, на руле размещаются ручки газа и тормоза. Затем все эти компоненты соединяются при помощи проводов. Каждый из них имеет индивидуальный разъём, так что ошибиться невозможно. Вот и всё, можно садиться на велосипед и отправляться в путь.

В рамках одной статьи трудно ответить на все вопросы, которые могут возникнуть в процессе установки двигателя на ваш любимый байк. Каждый из перечисленных вариантов переделки имеет свои преимущества и недостатки. Можно лишь отметить, что по таким параметрам, как цена и простота установки, бесспорным лидером является мотор-колесо. Приложите немного усердия и смекалки, и у вас непременно всё получится. В конце концов, вы собираете не машину времени, а всего лишь велосипед с мотором.

Просмотров